Как и почему работает принцип «все к лучшему»

Такой опыт есть у самых успешных людей

Посмотрите на богатых, знаменитых и талантливых людей. Нам часто кажется, что в их жизни все замечательно и гладко. Но просто потратьте один вечер на то, чтобы почитать биографии тех, кто кажется вам везунчиками. Вы с удивлением обнаружите, через какие препятствия им пришлось пройти для достижения успеха. Многие из этих людей неоднократно разорялись и начинали с нуля, годами сидели без работы, становились объектами насмешек. Кто-то из них терял близких или проходил серьезное лечение. Нет в жизни ни одного человека, жизнь которого была бы идеальной и абсолютно счастливой. Помните: если другие смогли преодолеть трудности, вам это тоже под силу.

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)

Пора открыть карты. За исследуемой здесь формулировкой скрывается обыкновенный фатализм. Этот термин знают даже те, кто не особенно увлекается философией. Фатализм означает предопределенность всего того, что происходит в мире с человеком. Соответственно, такое мировоззрение формирует человека, покорного судьбе. Именно этот тип человека и считает, что все делается к лучшему.

Фаталистам противостоят волюнтаристы. Последние же полагают, что никакой предопределенности не существует, все зависит от силы воли человека (отсюда и название). Именно к таким людям относился философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр. Он просто не мог верить, что Бог все делает к лучшему, так как в его мировоззренческой системе Бог умер. Кончина Всевышнего случилась уже в 19 веке, о ней возвестил Ницше.

Ж.-П. Сартр утверждал, что в человеке нет никакой предопределенности. Он сам полностью в ответе за себя, он есть свой личный «проект», и нет над ним никаких высших сил. Он единственный. Бог, по мнению Сартра, умер не бесследно и не безболезненно для человека. В наследство сыну своему Вседержитель оставил «дыру в душе», которую человеку предстоит заполнить в течение жизни и тем самым состояться.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)

Умер Вольтер во Франции, через 10 лет родился А. Шопенгауэр, и, странное дело, он тоже не любил Лейбница и его «розовый» оптимизм. И в отместку ему придумал свой афоризм: «Этот мир худший из возможных миров» — подразумевая, что все здесь изменяется только к худшему. Почему так? Потому что реальностью, по мнению немецкого философа, управляет злая и безжалостная Мировая воля, ее задача только одна – воспроизводиться в человеческих существах и таким образом существовать вечно.

В мире А. Шопенгауэра у бытия только одно содержание – страдание. Человек замкнут в нем, он пленник жизни. Трагичность человеческого существования в том, что за ним не следует никакого потустороннего продолжения. Жизненная задача человека А. Шопенгауэром трактуется как осознание своего рабства у бытия и принятие решения о целенаправленном уничтожении воли к жизни (другое имя Мировой воли). Исходя из этого, Шопенгауэр благосклонно относился и к самоубийству, и к умерщвлению плоти, ибо чем слабее человеческое тело, тем меньше в нем воли к жизни. Идеальной смертью для героя философии А. Шопенгауэра была бы кончина от голода в совершеннейшей нищете. Такие дела.

Читателю, наверное, будет интересно узнать, как жил сам достопочтенный господин философ. Не стоит за него беспокоиться, он жил прекрасно: хорошо ел, хорошо спал. Очень трепетно относился к своему здоровью и, по заверениям А. Камю (французского философа 20 века), А. Шопенгауэр мог рассуждать о самоубийстве, сидя за обеденным столом.

Когда же первого иррационалиста спрашивали, почему он не следует собственным предписаниям, он отвечал, что иногда душевного жара человека хватает только на то, чтобы указать путь, но пройти по нему у него уже не хватает сил. Остроумный ответ, и не поспоришь. Вот таким образом Шопенгауэр изобрел альтернативу народной мудрости, гласящей: «Все что ни делается, делается к лучшему».

Найдите спасительное хобби

Если вы человек спокойный, вам потребуется что-то, что вызывает всплеск эмоций, выброс адреналина. Например, займитесь роупджампингом. Если в вашей жизни опять случится неприятность — просто идите и получайте очередной заряд энергии. Такая встряска даст силы пережить неприятность и двигаться дальше.

Если же в вашей жизни итак много потрясений, выбирайте для себя нечто противоположное — попробуйте обучиться искусству каллиграфии. Когда надо будет жалеть себя и расстраиваться, вы будете спокойно сидеть над тетрадью и выводить красивые буквы. Это не только успокаивает и отвлекает, но и помогает приобрести дополнительный полезный навык. Вариантов хобби может быть много, но суть одна: ваша жизнь не должна крутиться возле одних и тех же проблем — разбавьте каждый день новыми красками.

Перестаньте ждать мгновенного результата

Если вы хотите чего-то достичь и постоянно не получаете желаемого, остановитесь и подумайте: возможно, вы хотите в один миг получить то, для чего нужен целый год? В тех обстоятельствах, которые от вас зависят незначительно, не ставьте себе строгих рамок. Не нужно говорить: «Я работаю хорошо, поэтому меня повысят в следующем месяце». В таком случае решаете не только вы. Скажите себе: «В этом месяце я работал отлично. В следующем буду трудиться еще лучше, чтобы у шефа были основания повысить меня, когда ему понадобится заместитель». Формулируя совершенно по-другому свои ожидания, вы не ставите рамки своему мозгу, не нарушаете их и не разочаровываетесь.

Жизнь: Выбор и последствия

Наверное, хочется верить в гармонию и высший смысл происходящего, недоступную для нас логику и мудрость за пределами сознания. Но трудно полагаться на то, чем управлять невозможно.

Есть вещи, которые случаются с разной степенью закономерности, большинство из них — следствие выбора, в том числе неосознанного. Скажем, оказаться в зоне с повышенной вероятностью того или иного события – тоже выбор. И любой выбор приводит к определенным последствиям – “хорошим” или “плохим”. Боюсь, что не существует чего-то предопределённого: сценария, судьбы, гарантий. Нелегко признать ответственность за то, что произошло не так, по нашей вине. Это трудный момент. Но он сам по себе является вызовом зрелости и точкой роста. Как смириться с тем, что оказалось следствием выбора?

Главная цель гештальт-терапии – починить функцию Ego. То есть вернуть, или восполнить способность совершать выбор, отвечать за него и при этом быть довольным течением собственной жизни. Ибо провести остаток своих дней в сожалении о предыдущих как-то нерационально с точки зрения эволюции. Если мы обратимся к религиям мира, то обнаружим, что одной из общих, и важнейших, идей будет идея смирения. Смириться – быть с миром. Делать то, что нужно, и будь что будет. Что-то зависит от нас, а что-то нет.

За отправную точку стоит принять тот факт, что никому не известно, как бы потекла жизнь, будь в тот момент выбора решено по-другому. Это всё останется в зоне фантазий. В реальности же – только последствия, с которыми дальше нужно как-то справляться. Вот и всё.

Последствия могут быть разные. Радостные – дарящие чувство триумфа, победы над обстоятельствами, особой удачливости. Или же грустные – приводящие к чувствам вины, бессилия, глубокого сожаления. Нельзя обойти неприятные чувства стороной. Можно, с переменным успехом, их подавлять, вытеснять, ещё как-то пытаться избавиться, а можно встречаться с ними и проживать. В первом случае, это большие затраты психической энергии, потеря времени и стагнация. В другом – усвоение урока, пусть даже горького, и выход на новый уровень. Совершив так называемую ошибку, ты получаешь прекрасный бонус — своего рода, прививку от глупости! И в свете этого опыта многое становится понятно.

В действительности же, сделать верный выбор не так уж просто. Правильно расставить приоритеты, сориентироваться в том, чего ещё не произошло (спрогнозировать будущее), прочувствовать то, что будет важным позже… Совсем не легко. Я бы сказала – на грани возможного. “Идти по звёздам”, слышать тончайший голос интуиции, доверять ей, читать верно знаки не всегда получается, особенно в стрессе. Важные решения всегда сопряжены с волнением, а в стрессовом состоянии мы обычно впадаем в регресс и “тупим”.

Так стоит ли жалеть и корить себя за то, что выбрал то, что казалось важным на тот момент? В тот момент ты был человеком, которому этот выбор казался наилучшим из возможных. Потом легко рассуждать, что надо было бы…

Хуже, если вы выбор не делается совсем. Точнее, выбор все равно есть – это пассивно реагировать или передать ответственность кому-то или чему-то. Все, что не объяснимо, включает архаичные способы реагирования: фатализм и магическое мышление. Тогда ты везунчик в одних ситуациях – и жертва обстоятельств в других.

А собственно, суровый реализм не особенно популярен… Потому что жизнь не для слабаков.опубликовано econet.ru.

Автор Татьяна Мартыненко

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Очередная неудача. Ваши действия?

Снова случилось что-то неприятное и вы уже готовы бороться с этим привычными способами? Это может быть просто уныние и ничегонеделанье, желание себя бесконечно жалеть, попытки выплакаться в чью-то жилетку. Или уходите в себя, начинаете заедать неудачи, запивать их алкоголем? Мы прекрасно знаем: ни один из тех способов не работает. Они не помогают, а делают только хуже. Идеальный вариант выбить из головы плохие мысли — дать задачу своему телу. Займитесь спортом, выполните тяжелую физическую работу, отправьтесь в поход. Дайте мозгу возможность освободиться, отгоните от себя все мысли и прекратите себя жалеть.

Вольтер (1694 – 1778)

Французский философ 18 века написал книгу «Кандид, или Оптимизм». В этом совершенно прекрасном и бесконечно замечательном произведении Вольтер высмеивает, кроме прочего, метафизику, в особенности оптимизм Лейбница, квинтэссенцией которого можно считать знаменитую цитату: «Всё к лучшему в этом лучшем из миров». В философской повести французского философа два основных персонажа — Кандид и его учитель Панглосс. Повесть построена так, что на героев сваливается много всяких приключений и испытаний, но Панглосс никогда не унывает и постоянно повторяет: «Все к лучшему». Он говорит это даже тогда, когда остается без глаза в результате злоключений.

Притча все что не делается все к лучшему

Давным-давно на Востоке жил один правитель, звали его Махиндер. У него, как и полагалось, были советники — придворные визири. Зачастую, Махиндер обращался к ним за советом. Особенно важны были для него советы придворных, перед тем, как принять какое-то ответственное решение. Но из всех служащих, правитель всегда особо выделял одного своего придворного визиря. Это был его старший советник Прабху, тот давал порой неординарные и непредсказуемые советы, но всегда оказывался прав.

И была у того визиря любимая присказка. Что бы не творилось в стране, он говорил: «Все что не делается, все к лучшему». Правитель Махиндер не понимал, почему он так говорит и когда спрашивал уточняющие вопросы у Прабху, тот всегда отвечал ему: «Нам не дано знать всего. Поэтому, все что не делается, все к лучшему. Я в это верю, иначе грустно жить.»

Однажды Махиндер лакомился сахарным тростником, резал его ножом и случайно отсек себе кончик мизинца. Естественно заструилась кровь, правитель стал кричать, созвал всех своих придворных, чтобы ему перевязали палец. Этот случай очень расстроил правителя, поэтому к вечеру он приказал вызвать к себе нескольких наложниц.

Наступило утро. Правитель вновь расположился на своем троне. Вызвал всех своих придворных советников, чтобы обсудить предстоящие дела. Но в процессе разговора, речь зашла о ситуации, случившейся накануне вечером. И старший советник как всегда снова стал приговаривать: «Все что не делается, все к лучшему»

Эти слова привели правителя в гнев, он так разозлился на старшего советника, стал кричать на него: «Что же тут хорошего, в том, что я отрезал себе палец?». Прабху всегда выглядел очень скромным и сдержанным, и спокойно ответил своему правителю: «Я не знаю. Но я думаю, что все к лучшему». Тогда правитель совсем рассвирепел от злости и приказал этого советника посадить в темницу, чтоб задумался над своими словами. А Прабху, уходя снова тихонько приговаривает: «Ничего, все что не делается, все к лучшему…»

Прошло некоторое время, и правитель поехал на охоту. Очень он увлекся погоней за одной длинноногой ланью, отбился от всей своей свиты и ускакал далеко в лес. Никто из его придворных не смог угнаться за ним, потому что у него был самый сильный конь. Неожиданно для самого себя правитель Махиндер заблудился в этом лесу и прискакал в лагерь разбойников. Те схватили его, взяли в плен и стали решать, что с ним делать.

В это время свита искала своего правителя по всему лесу, постепенно стало темнеть и поиски решили отложить до утра. Придворные подумали, что возможно правитель уже в своем замке и отправились обратно.

Наступила ночь, и разбойники стали решать, что делать с пленным. Сначала они хотели продать его в рабство, но правитель постоянно ругался и угрожал им. Тогда те рассердились на него и решили принести его в жертву индийской Богине Кали, т.к. она покровительствовала в том числе и разбойникам.

Дождавшись полуночи, они привели Махиндера к своему шаману-колдуну

Но тот обратил внимание, что у правителя перевязан палец и велел снять перевязку. Развязав, обнаружили, что у правителя нет кончика мизинца на руке

И тогда шаман сказал разбойникам: «Мы не можем принести в жертву этого человека. Он покалеченный, Богиня Кали разгневается!». И было принято решение продать его работорговцам.

Но на следующее утро свита правителя разыскала этот лагерь. Махиндера освободили и вернули во дворец целым и невредимым. Тут на него снизошло откровение, и он понял, что ему действительно повезло выжить, благодаря отрезанному кончику мизинца. Он сам пошел в темницу, освободил своего старшего советника, поклонился ему в ноги и сказал: «Прабху, ты как всегда оказался прав, тот нелепый случай, когда я неделю назад отсек себе кончик мизинца, вчера спас мне жизнь». Прабху улыбнулся и ответил своему правителю: «Конечно я был прав, Махиндер, я всегда говорю о том, что все что не делается, все к лучшему…»

Махиндер рассмеялся и спрашивает: «А что же хорошего из того, что я закрыл тебя в темнице на целую неделю?»

Прабху задумавшись на мгновение ответил ему: «Теперь это совершенно очевидно, правитель Махиндер. Если бы Вы не посадили меня в темницу, то вчера бы я отправился на охоту вместе с Вами. За мое добросовестное служение, Вы подарили мне такого же резвого скакуна из своего табуна, как и у Вас. Поэтому я не отстал бы от Вас и тогда мы бы вместе прискакали в лагерь разбойников. И от того, что вы не подходили им в качестве жертвы для Богини Кали, они казнили бы меня. А так я сейчас здесь живой, вместе с Вами, уважаемый Махиндер. Поэтому, все что не делается, все к лучшему… Мы же не знаем общей картины…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector