Лопата для уборки снега: выбираем и покупаем, либо делаем своими руками

Содержание:

Лопата для уборки снега своими руками

В конструкции снегоуборочной лопаты нет ничего сложного. Поэтому ее можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Рассмотрим два самых популярных у самодельщиков варианта:

  • фанерную лопату;
  • скребок (движок) на колесах.

Подготовив все необходимые для работы материалы, сделать лопату для уборки снега своими руками из фанеры можно в течение 1 часа.

Набор деталей для сборки включает:

  • Деревянную рейку сечением 30х40 мм (длина1,5 метра) для изготовления черенка.
  • Фанерный лист толщиной 5 мм и размером 40х40 см.
  • Обрезок сосновой доски толщиной 3 см и длиной 40 см.
  • Полосу оцинкованной стали шириной 5-6 см.
  • Шурупы по дереву длиной 3 см для крепления черенка к фанере.
  • Гвозди длиной 15-20 мм.

Из инструментов понадобится электрорубанок, ножовка, ножницы по металлу, клещи, долото, молоток и отвертка.

Первая операция – изготовление задней стенки ковша из обрезка доски. Для этого на заготовке карандашом прочерчивают дугу. Ее высота в центре составляет 10 см, а по краям 5 см.

Выстругав рубанком намеченный контур, берут ножовку и делают в центре доски два надреза по размеру будущего черенка. Долотом вырубают прямоугольное отверстие для пропуска ручки.

Край черенка размечают карандашом и срезают ножовкой так, чтобы он плотно прилегал к фанерному листу.

Лист фанеры накладывают на стенку ковша и фиксируют гвоздями.

Стальную полосу отрезают по размеру ковша, загибают ее край и прикручивают шурупами к днищу. Кусочки стальной полосы используют для усиления места крепления черенка к листу фанеры и участка, где он проходит через заднюю стенку ковша.

Для усиления рабочей кромки полосу сгибают пополам, надевают ее на фанеру и загибают края металла. Для того, чтобы полоса не соскочила с ковша во время работы, ее фиксируют по краям короткими винтами или заклепками.

А теперь рассмотрим изготовление второго конструктивного варианта — самодельной лопаты для чистки снега на двух колесах.

В интернете можно встретить решение, основа которого — рамка с ручками от старой коляски. Мы считаем, что для нормального скрепера она слишком «хлипкая». Поэтому предлагаем использовать для изготовления каркаса профильную трубу 20х40 мм. Ее для нашей самоделки потребуется немного, всего 1,5 метра.

Квадратной рамы в нашем варианте не будет. Ее заменит центральная трубчатая стойка. К ее верхней части приваривается ручка — отрезок водопроводной трубы диаметром 20 мм.

До начала сборки нужно купить два колеса для тележек диаметром 8 дюймов. Отвал делается из листовой стали толщиной 0,8-1,0 мм. Просверлив в двух стальных пластинках-фланцах отверстия для пропуска вала, их приваривают к профильной трубе, выполняющей функцию черенка.

После этого к наклонной стойке приваривается короткий отрезок трубы 20х40 мм для крепления поворотной пластины с отвалом. В пластине и в трубе, на которой она будет лежать, высверливают три отверстия: одно для крепежного болта и два для установки стопорного стержня, фиксирующего отвал.

В качестве оси для колес можно использовать любую стальную трубку или арматуру подходящего диаметра. Пропустив ось в отверстия фланцев, к ней нужно приварить стопорные кольца, предохраняющие колеса от смещения.

Как сделать отвал для мотоблока своими руками

Сделать отвал для мотоблока своими руками совсем несложно, если в вашем хозяйстве есть болгарка, дрель и сварочный аппарат. Вот один из несложных вариантов такого изделия для хозяев мотоблоков. Долго заниматься поисками подходящего металла вам не придется, так как для этого можно использовать обычную двухсотлитровую стальную бочку.

Аккуратно разрежьте ее на три части, и вы получите три криволинейных сегмента для лопаты. Сварив по контуру два из них, получим изделие с толщиной металла в три миллиметра, что вполне достаточно для обеспечения жесткости отвала.

Нижняя часть отвала усиливается ножом. Для этого вам понадобится стальная полоса толщиной 5 мм и длиной, равной захвату отвала. В ноже сверлятся отверстия диаметром 5-6 мм с шагом 10-12 см для закрепления предохранительной полосы из резины.

Конструкция крепежа отвала к мотоблоку довольно проста и вполне может быть реализована в домашней мастерской. При этом к отвалу, сваренному из двух сегментов бочки,примерно на середине его высоты приваривают квадратную трубу 40х40 мм для усиления. Затем к трубе в ее середине приваривают полукруг из толстой стали, в котором выполнены три отверстия, необходимые для фиксации углов поворота лопаты-отвала.

После этого из той же трубы варится держатель Г-образной формы, один конец которого вставляется в отверстие на полукруге, а другойпри помощи болтов скрепляется с рамой мотоблока. Для регулировки высоты подъема лопаты используются болты А и Б. Они вкручены в отверстия в отрезке квадратной трубы, который приварен к сцепному устройству и надет на Г-образный держатель.

Как из куска фанеры сделать рабочий инструмент

Метод очень популярный, если лопата нужна только на 1 сезон. Сделать ее можно из обычного деревянного черенка и куска фанеры (или тонкого листа ОСБ). Затраты на ее изготовление составляют 20 рублей (без учета черенка), поэтому можно каждый раз после зимы выбрасывать свое творение на свалку или отправлять его в печь для последующего весеннего отопления помещения. Рассмотрим подробнее, как ее сделать.

Берем лист ОСБ, фанеры или другого аналогичного материала с хорошей плотностью, вырезаем квадрат 50х50 сантиметров. После этого необходимо обработать поверхность пропитками, края – эпоксидной смолой. Это предотвращает попадание в волокна влаги, которая разрушает материал при замерзании. Спереди и сзади фанеры можно набить алюминиевую полоску, чтобы снизить сопротивление материала.

Он будет немного необычный. Немного короче, чем на с овковой лопате, а край, который будет крепиться к фанере, необходимо заострить – под углом 45 градусов спилить при помощи электролобзика. Шлифуем его слегка наждачной бумагой и обрабатываем лакокрасочными изделиями, чтобы он не подвергался биологической коррозии.

Чтобы лопата для снега получилась устойчивой, держатель нужно крепить сразу в двух местах. Сначала сверлим отверстие на 6 мм, потом ставим болт и 2 гайки, между собой затягиваем их, чтобы они не раскручивались. Дальше нужно прикрепить держатель в месте соприкосновения с рамкой (деревянная планка, которая набивается на одну сторону ОСБ, чтобы увеличить угол крепления к фанере).

Теперь осталось обработать все крепления лаком или пропитками, чтобы не образовалась коррозия материала. Лопата имеет достаточно хорошую прочность для уборки обычного сухого снега, очень малый вес, а ее себестоимость очень низкая. Ее можно изготовить из ненужных материалов на даче, а черенок использовать на другом инструменте после окончания снежного сезона.

4 Лист из нержавейки – делаем прочную конструкцию

Если вы хотите сконструировать лопату, которая прослужит вам не один год, выбирайте в качестве основания лист из нержавеющей стали толщиной 0,7–1 см. Можно взять и более толстый лист, но руки будут быстро уставать во время уборки. Набор материалов и инструментов практически не изменится, а вот технология крепления будет иной.

Для соединения черенка с ковшом будем использовать обрезок доски дугообразной формы. Диаметр дуги – 7 см, а длина – 40 см, соответствует длине листа из нержавейки. По бокам доски делаем небольшие углубления под металлическую ленту длиной 2,5 см. Посередине доски просверливаем под небольшим уклоном отверстие, соответствующее диаметру черенка.

Теперь займемся листом нержавейки. При помощи болгарки или ножовки вырезаем полотно размером 40×40 см. Отступаем от края 1 см и просверливаем по стороне, где будет крепиться доска с держателем, отверстия в 4 мм через каждые 3 см. Острые края обрабатываем наждачной бумагой, придаем листу выгнутую форму. Теперь берем более толстый лист нержавейки, около 2 мм, шириной 15 мм и длиной 45 см. Эту полоску огибаем снизу края с просверленными отверстиями. Выходящие за границы полотна выступы загибаем на выбранный шаг между отверстиями. Прикрепленную полоску также перфорируем, следим, чтобы отверстия совпадали.

Подготавливаем черенок. Делаем у основания держателя небольшой спил под 15°. Отступаем 5 см от края и просверливаем отверстие под крепежный болт. Приступаем к сборке конструкции. Полотно с просверленным краем соединяем с заготовленной дугообразной доской. Делаем рассверловку в деревянном ребре на глубину 15 мм и фиксируем обе части при помощи шурупов. Переворачиваем ковш и на верхнее ребро деревянного основания накладываем перфорированную металлическую полоску, также закрепляем ее саморезами.

В проделанное в дугообразном основании отверстие вставляем черенок, продеваем через сквозной болт с гайкой и притягиваем держатель к полотну. Чтобы рукоятка сидела потуже, закрепляем ее еще одним болтом, зафиксировав на металлической полоске. При соприкосновении с твердой поверхностью рабочий край может слегка потрепаться. В этом случае спиливаем износившийся фрагмент и продолжаем пользоваться лопатой.

Классификация по материалам

От того, из какого материала сделана лопата, зависит ее долговечность и удобство. Процесс уборки менее затратный по времени, если инструмент оснащен вместительным ковшом, хорошо захватывает и отбрасывает снег. Рабочий элемент должен располагаться под правильным углом. Под все эти характеристики можно подвести снегоуборочную лопату с прямоугольным или трапециевидным ковшом.

Каемка из бортиков увеличивает его вместимость. Но подъем большого количества снега требует больших усилий.

Кроме того, на удобство лопаты влияет черенок. Он может быть из дерева, что удобно, когда приобретается лопата для придомовой территории. Такой черенок просто укорачивается, если оказывается неподходящей длины. Алюминиевая рукоятка намного легче, но и дороже. Пластиковый черенок слишком хрупкий и больше подходит для ковша.

Лопат в продаже имеется великое многообразие.

Они различаются формой и материалами:

  • фанера влагостойкого типа;
  • полиэтилен и иные виды пластика;
  • поликарбонат;
  • оцинкованная сталь;
  • алюминий либо дюралюминий;
  • комбинированные материалы.

Пластиковый инвентарь маловесный и недолговечный. Зато пластику не страшна влага и он может храниться где угодно. Продлить срок эксплуатации пластикового инвентаря можно, вставив в нее металлические пластины. Основное отличие – морозоустойчивость и стойкость к воздействию химических веществ.

Алюминиевая лопата для снега надежная, легкая и долговечная. Но для расхода меньшей энергии в процессе работы данный инструмент держат, соблюдая угол 45 градусов. Это оптимальный вариант для длительной уборки большой площади. Дюралюминиевая – сплав металлов, позволяющий придать легковесному изделию максимальную крепость. Она немного тяжелее, чем деревянная, но гораздо прочнее. Снеговая лопата из стали является образцом надежности и прочности. С ее помощью легко срезается даже лед. Но для манипуляций с ней необходимо обладать хорошей физической формой.

Лопата с фанерным полотном – самая дешёвая и доступна для самостоятельной сборки. По своей структуре и малой толщине изделие быстро изнашивается. На более дорогостоящих моделях дополнительно сделана металлическая кайма на ковше. В основном подходит, чтобы убирать свежий снег. Удалить обледеневший слежавшийся наст будет сложно. Но даже стальная кайма с поперечинами не предотвращает появление трещин на влагостойкой фанере со временем.

Самодельная снегоочистительная лопата

Бочка для изготовления отвала

Чтобы самостоятельно сделать снегоуборочную лопату на мотоблок «Нева», для начала, понадобится собрать необходимые инструменты и материалы. Итак, нам потребуются:

  1. старая стальная бочка на 200 л;
  2. полоса железа с размерами примерно 850х100х3 мм;
  3. 1 м квадратной трубы с сечением 40х40 мм;
  4. болты М10,М12 и М8, а также шайбы и гайки;
  5. набор сверл по металлу;
  6. плоскогубцы;
  7. набор гаечных ключей;
  8. лист толстой прочной резины;
  9. небольшой, но толстый, стальной лист;
  10. болгарка с дисками по металлу;
  11. сварочный аппарат;
  12. ручная электродрель.

После того как будут собраны все инструменты, материалы и чертежи, можно начинать делать отвал для мотоблока своими руками. Самым простым решением будет сделать ковш из старой 200 литровой бочки, поскольку она изначально имеет оптимальную округлость. В этом случае не понадобится нагревать листы металла и выгибать, придавая им нужную форму. Итак, понадобится старая бочка, у которой необходимо срезать болгаркой крышку и дно. Получившуюся трубу следует разрезать вдоль на три одинаковых сегмента. Две этих трети нужно по контуру при помощи сварочного аппарата соединить вместе, а оставшуюся треть разрезать болгаркой на полосы, которые будут использованы для обеспечения достаточной жесткости. По одной полосе прикрепить по бокам лопаты, и несколько штук распределить равномерно по всей длине отвала.

Конструкция самодельного снегоуборочного отвала

Теперь, для дополнительного усиления всей конструкции отвала, нужно сделать в нижней части ковша нож. Для этого потребуется железная полоса с размерами 850х100х3 мм. С помощью электрической дрели высверлить в ноже три отверстия диаметром 5-6 мм и расстоянием между ними 100-120 мм. Это необходимо для укрепления резиновой прокладки, которая предотвратит повреждение ковшом дорожного покрытия. Нож к рабочей кромке ковша крепится при помощи болтового соединения.

После сборки снегоочистительной лопаты и ножа необходимо сделать и смонтировать крепление для отвала. Кусок трубы приварить к самодельному мотоблочному отвалу в центре конструкции. Посередине трубы при помощи сварки закрепить полукруг из толстого листа металла и сделать в нем несколько отверстий для выставления требуемых углов поворота и фиксации отвала мотоблока.

Далее нужно взять еще один отрезок трубы квадратного сечения и сделать из него Г-образный держатель. Короткая сторона этого держателя устанавливается в поворотном полукруге, а второй конец трубы при помощи болтового соединения закрепляется на раме силового агрегата. Для настройки высоты отвала используют два болта, вкрученных в углубление квадратной трубы, которая приварена к сцепке и надевается на Г-образный держатель. На видео показана снегоуборочная лопата для мотоблока и работа с ней.

Как делается лопата алюминиевая снеговая своими руками

Многие считают, что сделать алюминиевый ковш можно только при помощи 300-500 рублей в супермаркете. На самом деле, соорудить такую вещь намного проще, чем изготовить его из фанеры. Более того, если сделать все правильно, себестоимость алюминиевой лопаты будет всего 200 рублей, включая деревянный черенок. Рассмотрим пошаговую инструкцию по ее изготовлению.

Наверное, у каждого на даче завалялась старая алюминиевая крышка от 60-литровой кастрюли для соления или от советской стиральной машины –это идеальная заготовка для нашего изделия. Если таковой нет, можно найти любой другой предмет из данного материала размерами 60х40 сантиметров. Круглый можно «подогнать» под необходимые размеры при помощи пилки по металлу или болгарки. Бока можно сделать полукругом – это не существенно.

Это очень важный этап, который пропускать нельзя. Тонкий алюминий может изгибаться под весом мокрого снега и льда, поэтому делаем «сетку» из полосок усиления. Лучше всего взять для этого металлическую или стальную ленту толщиной 2-3 мм, шириной 3 см. Ее длина будет равна 60 и 40 сантиметров, соответственно размерам каждой стороны нашего ковша. Далее берем эле ктрическую дрель и сверлим сквозные отверстия в этой полоске через каждые 4 сантиметра. Точно так делаем с перпендикулярными усилениями, которые накладываем накрест. При помощи заклёпочного пистолета устанавливаем заклепки соответствующего диаметра и высоты.

Нет посадочного места на ковше? Это не проблема. Прикладываем черенок к алюминиевой пластине, берем 2 металлические полосы, из которых мы делали усиления, отрезаем от них кусок 8-10 см и накладываем его сверху на черенок. При помощи молотка забиваем края полоски до того момента, пока они не коснуться алюминиевой основы, потом сверлим по краям 2 отверстия, вставляем заклепку. Точно так делаем со второй полоской, которую размещаем на 10 сантиметров ниже на черенке. Для уверенного использования можно сделать по 2 заклепки.

Теперь осталось покрыть деревянный черенок лаком и лопата-скребок для снега уже готова. Она прослужит вам долго, если использовать ее только по назначению и работать с зимними осадками. Если же перевести ее на более тяжелые работы на земле, она будет быстро стираться и через некоторое время просто придет в негодность.

2 Лопата из старого противня и бочки

Изготовить лопату для снега несложно. Своими руками из старого алюминиевого противня, оставшегося от старой плиты, мы создадим прочную конструкцию. Для работы вам понадобится:

  • старый противень из алюминия;
  • металлическая лента толщиной не менее 3 мм;
  • держатель (деревянный черенок);
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • дрель;
  • заклепки;
  • заклепочный пистолет.

Из старого противня можно сделать прочный инвентарь для уборки снега

Начнем с главной составляющей – противня. Именно он будет выполнять функцию совка. При помощи болгарки или ножовки подравниваем противень, спиливаем край, получаем прямоугольник с размерами 60×40 см или квадрат 50×50 см, габариты регулируем сами. Для усиления конструкции возьмем металлическую ленту. Нарезаем по три полоски, равные ширине и длине основания. Через каждые 4 см просверливаем дрелью на полосках отверстия, укладываем их на противне в виде сетки и фиксируем заклепочным пистолетом.

Далее приступаем к креплению держателя. Наиболее простой вариант – деревянный черенок. Прикладываем его к противню и делаем замеры, отрезаем лишнее. Для монтажа держателя вырезаем из металлической ленты две полоски длиной 10 см. При помощи гвоздей или саморезов крепим ленты на черенок у основания на расстоянии 7–10 см друг от друга, а края прикрепляем с обратной стороны противня при помощи заклепок.

Лопата для снега практически готова. Дополнительно рекомендуем покрыть рукоятку из древесины влагостойкой пропиткой и лаком, чтобы увеличить срок эксплуатации. Сделанная лопата прослужит минимум 5 лет, а то и дольше.

Если зимой вам приходится бороться с большими сугробами, рекомендуем сделать лопату для снега с отвалом. Обычно она крепится к трактору, мотоблоку или снегоуборочной машине. Мы расскажем вам, как смастерить ручную лопату-отвал. В качестве основы возьмем металлическую бочку объемом 200 л из-под лакокрасочных изделий, оставшуюся после ремонтно-строительных работ. Желательно использовать бочку современного производства. В отличие от советских конструкций она легче, а значит, и работать с лопатой будет гораздо удобнее.

При помощи болгарки разрезаем бочку вдоль пополам. По бокам отрезанной части бочки прикрепляем жесткие ребра из деревянных брусков, предусматриваем площадку под направляющие. Все соединения укрепляем при помощи металлических подвесов или уголков. В качестве направляющих используем черенки из легкой древесины, например сосны, скрепляем их между собой брусом, на который вы будете опираться во время проведения работ. Чтобы нижняя часть бочки не сминалась и лучше скользила по снежной поверхности, приделываем по всей длине тонкий деревянный брус или обводку из листового металла.

Процесс сварки отвала

Фото кликабельно (нажмите что бы увеличить)

Следующим шагом приварил рессоры (смотри фото ниже), в расчете на то, что они будут частично гасить удары отвала о твердые куски, камни и наледи, что бы не разбивать лонжероны на Ниве, для этого у нас еще будут реактивные тяги (о них позже). Зелеными галочками отметил где рессора приварена к отвалу, каждая из них крепится к рамке отвала только в двух местах.

Сверху, на отвал, рессоры 1 и 2, приварены через петлю на фото, элемент 3, это ухо от той же рессоры, понадобилось для того, что бы увеличить расстояние рессор от самого отвала, так как они легли слишком близко к нему.

Далее к рессорам была приварена профильная труба (1) 40х40 мм, в местах (2) и (3), к ней уже я приварил такие же трубки  (4) и (5), по сути это тяги идущие к проушинам нивы, на этом фото, на левой трубе видно еще и обычную (круглую трубу), это результат ремонта отвала, о котором чуть позже.

Добавил дополнительную тягу/укосину/рейку (1), что бы зафиксировать предварительно примерное положение этих тяг к самой машине (Ниве). Стрелками показал дополнительные укосины, но их не стоит делать пока не будет все точно подогнано непосредственно на Ниве

Назначение

Снегоуборочная лопата не может быть абсолютно универсальной по своей конструкции и назначению. Та, что подойдет для чистки крыши, неудобна при очищении автомобиля или козырька на здании. А компактный скребок для стекол не годится для расчистки заснеженных дорожек.

Устройства для уборки снежных осадков бывают:

  • стандартными;
  • для автомобилей;
  • в виде скребков (скреперы);
  • отвалы;
  • шнековые.

Стандартная

Отлично подходит, чтобы сгребать в кучу или перекидывать снег на дорожках. Ковш производят из разных материалов и их комбинации. Невысокая цена и легкий вес инвентаря при низкой прочности возводят его в категорию наименее популярных. Такой ковш приходится укреплять металлом. Пластиковый вариант допускается только для того, чтобы собрать рыхлый, неутоптанный снег.

Так можно охарактеризовать снегоуборочные лопаты из тонкой нержавейки. Такая сталь не превышает массой фанеру и лопата удобна в работе даже не в крепких руках. Но справится только со свежим снегом.

Ковши, выполненные из оцинкованной стали, отличает повышенная прочность. При этом они утяжеляются. Поэтому применять их можно для очистки любого вида снега, но только при определенной выносливости и физической силе. Прочность ковша увеличивается и ребрами жесткости, что позволяет при производстве снизить массу и толщину металла.

Автомобильная

Предназначены для откапывания машины, увязшей в снегу. Автолопата для уборки снега сопоставима со стандартной моделью по своей ширине, но резко сужается ближе к лезвию. Помимо этого, она всегда оснащена складной рукояткой.

Ковш автолопаты выполнен из облегченного алюминия либо стальной, что сказывается на цене в сторону удорожания.

Скрепер

Специализированный инвентарь для чистки скатов, похожий на большой скребок для стекол. Конструкцию отличает форма в виде уголка, рамки или дуги. Ручка имеет оптимальную длину, чтобы дополнительно не пользоваться стремянкой. Чтобы направить ком снега, к рамке прилаживается гибкий пластик либо отрез синтетической материи. Срезанный с кровли снег уходит вбок по направляющей из тканевого или пластикового материала, а не обрушивается на голову.

Но без лопаты скрепер будет бесполезным. В любом случае снежные кучи придётся разгребать. И если лопату без проблем можно перевозить с собой в багажнике для разных целей, то скребок годится только для уборки снега с небольших козырьков и крыш. Большую часть зимнего сезона его удел — бездействовать и ждать своего часа. Тем не менее такой инструмент всегда пригодится в частном хозяйстве.

Электротехника

Облегчить работу можно с помощью электрической лопаты или мини-трактора, разбрасывающего снег в стороны. Такие инструменты запросто справляются с устранением сугробов, остающихся после чистки кровли. Используются они и на самой крыше, но не на загородных особняках, а на плоской кровле многоэтажных построек.

Работать электротехникой для уборки снега могут пользователи пенсионного возраста. Она отличается высокой продуктивностью, но имеет большие габариты и вес. Еще одним минусом может быть риск повреждения провода при низкой температуре или опасность перерубить его лопастями.

Шнековые

По действию скребок со шнеком идентичен отвалу, но представляет наиболее производительную версию. Для откидывания снега вместо грубой физической силы используется шнек с широким шагом. При давлении на шнек снежной массы, он совершает вращательные движения лопастями под углом к надвигающемуся снегу. При этом снег перемещается и сбрасывается вбок.

Очевидный минус проявляется в невозможности уборки плотного слоя слежавшегося мокрого снега. Каждый вариант модели имеет свои преимущества и недостатки. Самыми универсальными считаются те, что в виде типичных лопат. Ими можно снять снежную шапку с черепицы, почистить снег с дорожек и козырьков, отбросить от колес и ворот.

Конструкция самодельного снегоуборщика

Как основу я использовал фланцевый асинхронный трехфазный электрический мотор мощностью 2.2 кВт. дающий 3000 об/мин (1). На его вал напрессовал шкив от автомобиля ВАЗ (2), к шкиву приварил 4 лопасти размером 12×15 см каждая, стальные, толщиной 3 мм.

ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>

Вокруг получившегося «вентилятора» собрал корпус с направляющими снег лопастями (тоже из стали 3 мм) и трубой для выброса снега.

Корпус закрепил на фланце мотора четырьмя болтами М10.

Трубу (3) – канализационную пластиковую, длиной 30 см – закрепил в деревянной детали, выпилив требуемое по размеру отверстие электрическим лобзиком. Надежное крепление обеспечили вкрученные с трех сторон саморезы. Деревянную часть с трубой такими же саморезами закрепил на корпусе вентилятора. На эту трубу (для направления потока снега) надел полуотвод (4) того же диаметра на 120°.

К корпусу вентилятора приварил направляющие полозья из стального уголка 35 мм и руль (5) – водопроводную трубу диаметром 20 мм, на котором закрепил пакетный выключатель (6).

При работе выяснилось, что на мотор идет слишком большая нагрузка. Проблему удалось решить, удалив две из четырех лопастей вентилятора. На производительности снегоуборщика это не сказалось.

Деревянная лопата

Сделать своими руками снегоуборочную лопату из дерева довольно просто и быстро. Потребуется лист фанеры размером 0,5 на 0,5 метра. Толщина — 4−5 мм. Также нужны будут полосы из алюминия и готовый черенок. Для черенка можно взять квадратный брусок с сечением 5 см и обработать его рубанком. Из инструмента понадобится:

  1. Наждачная бумага с мелкой крошкой.
  2. Лобзик (лучше электрический).
  3. Саморезы 40 мм и небольшие гвозди.
  4. Дрель.
  5. Насадка на дрель для выпиливания отверстий (коронка).
  6. Шуруповёрт.
  7. Грунтовка для обработки готового изделия.
  8. Доска 50x10x2 см.

Когда подготовлены все материалы и инструменты, можно начинать работу. Сверяясь с подготовленным заранее чертежом, всё можно сделать за 1−1,5 часа. Пошаговая инструкция:

  1. Вырезать из куска фанеры квадратное основание 0,5х0,5 м.
  2. Доску нужно вырезать полумесяцем. По центру должно быть 10 см, а по бокам — 4 см.
  3. В центре доски нужно вырезать косое отверстие, чтобы черенок можно было укрепить под углом. Диаметр должен совпадать с черенком.
  4. Просунуть рукоять в отверстие в доске. Замерить длинну и отпилить лишнее. Зачистить место среза наждачной бумагой, если требуется.
  5. Прикрепить лист фанеры маленькими гвоздями к дощечке с отрезанной стороны.
  6. Готовый черенок вставить в отверстие и прикрутить саморезом к фанере. Чтобы избежать растрескивания, вначале лучше просверлить дырки.
  7. Далее нужно усилить лопату металлом. Металлическую полосу шириной до 10 см согнуть пополам. Надеть на край совка и хорошо простучать молотком. Закрепить всю конструкцию несколькими гвоздями.
  8. Второй полосой нужно укрепить соединение ковша и доски.
  9. Третья полоса укрепляет стык черенка и ковша.

В конце нужно обработать всю лопату грунтовкой. Это позволит избежать грибка и быстрого гниения и продлит срок службы на несколько лет. Чтобы совсем не тратить деньги, можно найти весь материал под руками. Полоски из алюминия можно заменить полосками, нарезанными из консервных банок. Кусок фанеры попросить на любой лесопилке. Грунтовка заменяется старыми остатками краски.

Какие бывают

По способу изготовления может быть фабричная и самодельная. Своими руками соорудить инструмент можно из деревянного бруса и фанеры толщиной не менее 5 мм. Пошаговая инструкция, подробно описывающая, как сделать оборудование самостоятельно, найдется на различных интернет-ресурсах. Такой вариант обойдется дешевле, но будет менее удобен в использовании.

Функционал фабричных моделей гораздо шире, чем инструмента, сооруженного в домашних условиях. Как правило, делают их из металла или пластмассы. Классифицируют снегоочистительный инструмент по виду назначения, могут быть:

  • Стандартные;
  • Скребки;
  • Шнековые;
  • Для авто;
  • Отвалы.

Стандартная

Это самые популярные модели. Используются для перекидывания и сгребания снега с дорог. Подойдут и для очистки придомовой территории на частном участке. Визуально инструмент выглядит так же, как и обычный совковый инструмент с сильно увеличенным ковшом. Ковш при таком варианте может изготавливаться из алюминия; различных видов пластмассы; оцинкованной стали; фанеры со специальным покрытием.

Самые бюджетные варианты исполнения — из пластика. Существенным минусом таких моделей является их мягкость, что не позволяет применять инструмент при разгребании мерзлых и утрамбованных снежных масс. Хорошо подойдут они лишь для уборки недавно выпавшего, еще рыхлого снега.

Характеристики алюминия придадут прочность и легкость совковой части, чем и объясняется популярность алюминиевых и дюралюминиевых моделей среди пользователей. Ведь такой инструмент подойдет для разгребания снега любой жесткости. Единственным минусом станет высокая, по сравнению с соратниками из других материалов, стоимость.

Оцинкованные ковши обладают достаточной прочностью и также подойдут для очистки любых видов снежных слоев, минусом модели из стали станет высокий вес, на что стоит обратить внимание при покупке. Производитель может существенно снизить массу и толщину металла за счет ребер жесткости без потери прочностных характеристик

Преимущества традиционной фанеры — в низкой стоимости и небольшом весе. Такой материал требует дополнительного укрепления, ведь сам по себе он очень хрупкий. Поэтому для укрепления фанерного совка используют металлические ленты. Но даже металлическая окантовка не придаст достаточной прочности инструменту. Недорогие фанерные модели не подходят для уборки наледи.

Скребок

Скреперы или скребки применяют исключительно для сгребания снега. Использовать их для перекидывания невозможно. Скреперы оснащены одной или двумя ручками. Внешний вид устройства – изогнутый под углом кусок листового металла.

Оснащенный двумя ручками скребок, прекрасно подойдет для зачистки широких участков дороги. Задняя часть находится в положении перпендикулярно грунту, тогда как передняя заостренная, словно нож, входит в слой снежного покрова. Устройство с одной ручкой обычно используют для зачистки крыш.

Шнековая

Шнек — своеобразный винтовой конвейер (металлический стержень с приваренной вокруг спиралью). Такой тип инвентаря можно назвать самым производительным при уборке свежей, еще не утрамбованной снежной массы. Ведь здесь используется не грубая физическая сила человека, а вращение механизма приводит к перемещению и отбрасыванию снега в стороны. Лопасти шнека установлены под определенным углом к снежной массе, именно это обеспечивает вращение устройства. Чтобы исключить ошибки при выборе подходящего инструмента, нужно учесть, что хоть шнековый механизм очень удобен в применении, он не подойдет для утрамбованных заносов, также плохо эффективен при уборке мокрых масс.

Автомобильная

Виды лопаток для автомобилистов изготавливают с телескопической (складной) ручкой, которые в сложенном положении легко помещаются в машину.

Используется такой инструмент для обкапывания транспортного средства. Совковые части могут быть алюминиевые или же стальные. Поэтому, снегоочистительная лопатка в автомобиль будет стоить дороже, чем обычная.

Отвал

Выполнено оборудование в форме бульдозерного ножа на колесах, которые расположены сзади практически на всех моделях. Колесики принимают на себя вес самого отвала, что значительно облегчает уборку. Усилия затрачиваются только для движения агрегата вперед. Минусом является то, что данный прибор, как и скрепер (скребок) с единственной функцией – функцией сгребания. Отвалом невозможно перекидывать снег.

Сырные вафли

Простейший снегоуборщик своими руками

Для создания такого снегоуборщика понадобятся ручки, 2 небольших колеса и полотно для ковша. Можно использовать ручки от старой детской коляски или, например, хозяйственной коляски, известной в народе как «кравчучка». Если таких приспособлений в хозяйстве не имеется, придется согнуть металлическую трубу или, например, собрать ручку из тонких пластиковых труб, используя соединения-фитинги. Последний вариант простой для выполнения и дешевый.

Колеса можно взять от старого детского велосипеда, самоката, детской коляски и т.п.

Рабочее полотно снегоуборщика лучше сделать широким. Для этого подойдет кусок толстой фанеры, пластика или металла. Крепление деталей на болтах или с помощью сварки. Фанерное или пластиковое лезвие устанавливают наискосок – так удобнее для чистки снега, металлическое лезвие обычно выгибают.

Если вам нужно очищать от снега извилистые садовые дорожки, лучше закрепить лопату не на двух маленьких, а на одном большом колесе (например, велосипедное). Лучше, чтобы механизм был подвижным, то есть лопату можно было опускать-поднимать, а также проворачивать на бок для сброса снега на обочину дорожки.

Можно установить лопату-скребок не на колеса, а на полозья. Например, с одной стороны к детским санкам приделать ручку, с другой – полотно лопаты. Из скрепленных параллельно двух старых  лыж также вполне можно сделать легко передвигающийся снегоуборщик.

Впрочем, по снегу снегоуборщик будет скользить не только на полозьях санок или лыжах, но и просто на металлической раме. Очень удобен ковш-скребок на полозьях – используем его для сбора снега. Хотя можно установить такой ковш и на колеса.

Еще один вариант создания самодельного, достаточно мощного и удобного снегоуборщика – прикрепите прочное металлическое полотно к передней части садовой тачки. Навесное приспособление поможет сгрести снег, который тут же можно накидать в тачку и вывезти. С наступлением тепла полотно открепляем, а тачкой продолжаем пользоваться по предназначению.

Преимущества и принцип работы

Главным плюсом навесного снегоочистительного оборудования является быстрая уборка снега. Основная нагрузка припадает мотоблоку, а не человеку. За короткое время приспособление дает возможность очистить от заносов большую площадь или длинный участок дороги.

Если рассматривать собранный своими руками самодельный отвал для мотоблока, то еще одним преимуществом является экономия средств. Навесное оборудование заводского изготовления дорого стоит. Самодельный отвал обойдется дешевле, даже если металл для его сборки придется покупать.

Если в наличии имеется листовой металл, обрезки труб или профиля, изготовление снегоуборочного оборудования обойдется бесплатно

Принцип работы навесного оборудования прост. Отвал подсоединяют к прицепному устройству мотоблока. Узел может отличаться в зависимости от марки агрегата. Выбирают позицию угла поворота лопаты. Оператор запускает двигатель мотоблока, начинает движение. По мере залипания мокрого снега периодически осуществляют очистку ковша, чтобы снизить нагрузку на мотор. Так как для большинства мотоблоков оптимальная ширина лопаты 1 м, то за один проход будет расчищена полоса соответствующего размера. Если ковш установлен под углом, то параметр будет незначительно меньший.

Важно! Для мощного мотоблока ширину лопаты можно увеличить, но от этого снизится маневренность на сложных участках.

Как сделать отвал для мотоблока своими руками?

Лопата для мотоблока – это один из наиболее простых вариантов отвала, однако это не значит, что на ее изготовление потребуется 30 минут времени и минимум подручных материалов. Напротив, если вы хотите сделать лопату на мотоблок, вам потребуется тщательно подготовиться и заранее приобрести все необходимые инструменты и материалы.

Для того чтобы самодельный отвал получился как можно более качественным обязательно изучите чертежи. Они подскажут вам размеры и порядок крепления элементов приспособления для расчистки.

После детального изучения чертежей подготовьте все необходимое оборудование и материалы. Для работы вам понадобится:

  • жестяные листы, толщиной не менее 3 мм. Размеры листов должны составлять 85 x 22 x 45 см;
  • 1 металлическая стойка – для этого подойдет стальная труба;
  • 4 ребра жесткости, толщиной около 4 мм;
  • полоса из стали такой длины, чтобы ею можно было охватить отвал. Толщина полосы должна составлять не менее 5 мм;
  • 2 проушины для крепления тяги отвала;
  • набор шайб и гаек;
  • квадратная труба, сечением 4×4 см и длиной 1 м;
  • комплект сверл, диаметром 5–6 и 8–9 мм;
  • плоский кусок резины;
  • 2 штанги, длиной 52 см каждая;
  • 1 лист стали, толщиной 10–12 мм с размерами 60 x 60 см;
  • аппарат для сварки;
  • болгарка с дисками для резки стали;
  • перфоратор или электрическая дрель.

Имея под рукой все вышеперечисленные материалы и инструменты, вам будет проще изготовить навесной снегоуборщик для мотоблока. Правильный порядок действий выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь сделайте заборный ковш. Для этого возьмите ребра жесткости и сварите с них каркас с тремя горизонтальными и четырьмя вертикальными направляющими .Далее нагрейте газовой горелкой стальные листы и аккуратно согните металл таким образом, чтобы он получил форму ковша. Готовый элемент приварите к каркасу из ребер жесткости. В итоге у вас должен получиться снежный отвал идентичный тому, что показано на фото;
  1. Далее сделайте нож для уборки снега – этот элемент должен измельчать слежавшийся снег и усилить снегоочиститель на мотоблок. Чтобы изготовить нож, возьмите стальную полоску и просверлите в ней 3 одинаковых отверстия, диаметр которых должен составлять 5–6 мм. Дистанция между ними не должна быть меньше 10 см. Далее закрепите нож болтами, положив между ним и ковшом резиновую прокладку;
  2. Следующим шагом станет изготовление и монтаж механизма крепления. Отрежьте кусок трубы, сечением 4×4 см и приварите его к тыльной стороне ковша примерно посередине элемента. В средней части трубки приварите деталь в форме полукруга – для этого возьмите толстый кусок стали. В полукруге проделайте 3 одинаковых отверстия, которые в дальнейшем понадобятся для вкручивания болтов;
  3. Далее возьмите такой же кусок трубы и сделайте из нее держатель, напоминающий по форме букву «Г». Один из концов держателя аккуратно вставьте в одно из отверстий в полукруге, а второй конец надежно закрепите на раме мотоблока;
  4. Регулировать высоту подъема ковша можно посредством двух болтов, вкрученных в поверхность имеющихся углублений в квадратной трубе. Более детально об изготовлении снегоуборочного отвала расскажет видео.

Сделав лопату на мотоблок для уборки снега нужно обязательно проверить работоспособность приспособление. В первую очередь протестируйте исправность механизма регулировки высоты отвала – это даст уверенность в том, что при уборке во дворе вы не повредите декоративное покрытие придомовой территории. Снегоуборочная приставка к мотоблоку не должна перевешивать сельскохозяйственную машину – если вы заметили, что центр тяжести агрегата и навесного оборудования нарушен, то обязательно закрепите в задней части мотоблока утяжелители.

Самодельный плуг

Для мотоблоков среди навесного оборудования имеются плуги: конский для вспашки, оборотный для рыхления, окучивания и прочие. В последнее время стал набирать популярность плуг Зыкова, чертежи, размеры которого можно встретить только на специализированных ресурсах.

Главной его отличительной особенностью от массово выпускаемых являются тщательно высчитанные углы отвального лемеха для интенсивного перемешивания земли. Если сравнить его с обычными моделями, то видно, что предплужник на модели Зыкова располагается впереди на большем расстоянии, поэтому угол подъема проходит по дуге.

Крепление плуга к мотоблоку производится вертикально. Есть регулировка вылета ножа. Закрепление производится болтовым соединением. Чертежи плуга для минитрактора своими руками отличаются от тех, что предназначены для мотоблока.

Отвал из газового баллона – как сделать своими руками?

Один из наиболее распространенных вариантов – это изготовление отвала из бочки, объемом 200 л, или из газового баллона. Такая насадка для уборки снега успешно справиться с расчисткой придомовой территории от слежавшихся заледенелых снежных масс, и сэкономит ваше время и силы. Как и в первом случае, вам понадобится детальная схема, в которой будут подробно описаны все размеры и место установки основных элементов снегоочистителя.

Далее чтобы сделать шнековый или роторный снегоуборщик потребуется подготовить те же материалы и инструменты, что и в первом случае. Стальные листы и ребра жесткости можно не покупать – вместо них будет использоваться баллон или бочка.

Снегоотвал для мотоблока изготавливается следующим образом:

  1. Разрежьте пустую бочку или баллон на 3 части – в итоге у вас должны остаться 3 криволинейных сегмента, из которых нужно сделать лопату;
  2. 2 сегмента из полученных трех приварите друг к другу по контуру. В результате вы получите изделие, толщиной 3 мм – этого вполне хватит для качественной уборки снега;
  3. Для усиления нижней части отвала установите прочный стальной нож. В ноже проделайте сверлом 3 отверстия с шагом 10 и диаметром 6 мм. При установке ножа на ковш положите между элементами резиновую прокладку;
  4. В средней части установленной трубы приварите полукруг, в котором заранее проделайте 3 отверстия – они будут использоваться для надежной фиксации поворотных углов ковша;
  5. Из другого куска трубы сделайте держатель Г-образной формы. Один из концов детали вставьте в одно из отверстий в полукруге, а второй – закрепите на раме мотоблока. Результат проделанной работы вы можете посмотреть на фото.

Готовая снеговая лопата поможет убрать большое количество свежевыпавшего и слежавшегося снега. Благодаря большой ширине ковша, вы сможете расчистить значительную полосу, сэкономив свое время и силы. Для более качественной очистки придомовой территории на изготовленный отвал может быть установлена щетка подметальная. Она должна крепиться сразу позади ковша посредством болтов. Если вы желаете задействовать этот элемент, то при изготовлении отвала к боковым его частям нужно приварить 2 трубы, длиной не менее 1 м. К трубам перпендикулярно приваривается третья труба, а к ней – сама щетка.

Виды лопат для уборки снега

Классическая конструкция снегоуборочной лопаты всем хорошо знакома. Это длинная рукоятка-черенок, на которой закреплен широкий ковш.

Классическая деревянная лопата

До недавнего времени для изготовления ковшей и черенков использовалось два материала: древесина и металл (сталь и алюминий).

Сегодня их дополнил композитный пластик, стойкий к морозу и механическим нагрузкам.

Тот, кто работал пластиковой лопатой, наверняка оценил ее главное преимущество – легкий вес. Она не намокает от снега, как деревянная и не ржавеет, как стальная. По поводу долговечности пластика есть сомнения, но на 4-5 сезонов уборки ее обычно хватает.

Компактную снегоуборочную лопату называют автомобильной. Ее используют водители для очистки парковки и въезда в гараж. Для удобства перевозки в багажнике такие инструменты делают складными, разборными или ставят их на телескопические черенки.

Складная автомобильная лопата

Лопата с телескопическим черенком удобна в перевозке и легко подгоняется под рост человека

Второй популярный вид снегоуборочного инструмента — скребок или волокуша (движок). От своей родственницы он отличается широкой дугообразной рукояткой и внушительной шириной ковша.

Стихия этой конструкции – легкий и рыхлый снег. На слежавшемся и мерзлом насте скребком для снега работать нельзя. Здесь приходится пользоваться обычной лопатой по принципу – «медленно, но уверенно».

В поисках компромисса конструкторы разработали гибрид снегоуборочной лопаты и скребка. Он одинаково хорошо подходит как для отбрасывания снега, так и для его перемещения.

Комбинированная лопата-скребок

Переходя к механизированным моделям, рассмотрим снегоуборщик для уборки снега со шнеком. Ее преимущество перед «дедовским» инструментом – удобство в работе. Никакой нагрузки на поясницу. Толкаешь перед собой ковш, а шнек вращается и отбрасывает снег в сторону.

К сожалению, уверенно работать этим механизмом можно только с тонким слоем рыхлого снега (до 15 см). Более толстый пласт останавливает шнек.

В категорию супер-лопат для уборки снега можно занести устройство, именуемое ручным бульдозером. Это четырехколесная тележка с отвалом. Большая ширина захвата и возможность работать в полный рост, делают мобильную лопату незаменимой помощницей при очистке больших площадей.

Мощность ручного бульдозера – 1 человеческая сила!

Угол поворота отвала здесь регулируется, позволяя работать как с легким и рыхлым, так и с достаточно тяжелым снегом.

Упрощенная разновидность лопаты для снега на колесах – двухколесная модель. Она менее производительна, но весьма удобна в работе. Колесная ось позволяет во время работы поднимать отвал, избегая ударов о неровности дорожного покрытия.

Среди необычных конструкторских решений можно отметить одноколесную лопату. Она пока еще не встречается в наших магазинах. Придумали ее на Западе и окрестили «снежным волком». Внешне несуразная конструкция по отзывам владельцев весьма маневренна и удобна в работе.

Одноколесная лопата с качающимся черенком

Суть идеи состоит в использовании большого колеса, на оси которого шарнирно закреплен черенок. С одной стороны он заканчивается велосипедными «рогами», а с другой соединен с пластиковым ковшом. Загребая снег, ее владелец движется по участку. Подходя к зоне складирования, он резко опускает рукоятки. Ковш поднимается и выбрасывает вперед собранный снег. Постоянно нагибаться, утомляя мышцы спины, в этом случае не приходится.

Следующий уровень конструкторской «прокачки» — электрическая снегоуборочная лопата.

Принцип ее работы прост: электродвигатель вращает резиновый шнек, который отбрасывает снег в сторону. Этот механизм хорош, когда нужно убирать снежный покров небольшой толщины. Для борьбы с сугробами и льдом он не подходит.

Изготовление совковой части и черенка для лопаты из фанеры

Выполняйте монтаж поэтапно:

  • Согните кусок фанеры по основе со стороны полукруга. Проставьте отметки для обрезки. Обрежьте фанеру по отметкам. Края отшлифуйте, чтобы избежать заноз.
  • Теперь приступайте к черенку. Пропустите его через отверстие. А конец срежьте наискосок так, чтобы он мог плотно прижаться к фанерному листу.

Затем соедините детали. К закругленному краю доски приложите край фанеры. Закрепите её гвоздём по центру. Затем продолжайте загибать фанеру и вбивать гвозди. Вместо гвоздей можно использовать саморезы. Для закручивания саморезов может понадобиться шуруповерт. Поэтому заранее приобретите его или одолжите у знакомых.

И теперь переверните лопату. Если черенок плотно прижат косой стороной к фанере — прибивайте его гвоздями. Если есть недочеты — можно подровнять угол наклона.

После – укрепите совок оцинкованной сталью. Приготовьте полоски по 8-10 см. Одной полосой оберните нижний край, второй — сложите вдвое и закрепите на основании. Используйте саморезы.

В месте, где брусок прилегает к фанере, нужно сделать дополнительное укрепление. Прикрепите саморезами небольшой кусок стали к части рукоятки, которая уже расположена внутри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector