Внешние признаки донских коней
Содержание:
Экстерьер донской лошади
Голова не больше общесредней, с прямым профилем, узкой переносицей с тонко вырезанными ноздрями. Длинный затылок, облегчающий координацию всадника и лошади, стал важным направлением в работе над экстерьером. Уши меньше среднего, чувствительные, порой характерной извитой формы, большие глаза, большая нижняя челюсть. Ранее встречающаяся крупная голова сейчас улучшена селекцией и не характерна для породы.
Золото донских степей — красивый донской конь
Шея пропорциональна телу, без лишнего жира, подтянутая, с продуктивным поставом. Пороков экстерьера нет. Удлиненная шея распространена в верховом типе.
Холка у многих представителей мягко соединяет шею и спину. Она вписывается в округлый силуэт, отличающий породы Востока. Такая холка является тяжелым пороком, приносит много неудобств, в первую очередь, для всадников, поэтому усиленно преодолевается в верховом типе породы.
Твердая, ровная спина. Недостаток экстерьера – слабая спина. В племенном составе идет отбор представителей с ровной, но не прямой линией верха.
Круп длинный, расширенный, правильной формы.
Круп у дончака длинный, правильной формы
Грудная клетка широкая, длинная, большого объема. Благодаря ей даже крупные всадники смотрятся на лошади гармонично.
Наиболее серьезные трудности у заводчиков вызывают ноги. В большинстве случаев, их постав верный, удовлетворительно широкий, без искривлений. При осматривании сзади задние ноги закрывают передние. Подобная постановка должна быть четкой на всех аллюрах.
Передний пояс конечностей чаще всего имеет ряд недостатков, в число которых входит неправильно развитая лопатка, качественно ухудшающая работу донской лошади. Обнаруживается сырость и неполный объем суставов. Форма копыт и стрелок правильная, крепкая роговая капсула.
Донская лошадь крупным планом
Эксперты критически оценивают задний пояс конечностей за недоразвитую мускулатуру бедра. Для разведения особенно ценны представители с чистыми линиями и правильными углами скакательного сустава и голени. Большие победы в совершенствовании донских лошадей были завоеваны с улучшением постава ног. Вливание чистокровных пород позволило добиться закрепления более продуктивного и правильного движения в верховом типе дончаков.
Дончаков критически оценивают задний пояс конечностей за недоразвитую мускулатуру бедра
Сырость и грубость конституции определены как пороки и недопустимы при разведении.
История донской породы лошадей
Прародители донских красавцев – невысокие и крепкие ногайские кони, обитавшие в степях. От них дончаки получили рыжую шерсть, красиво переливающуюся на солнце. Началось разведение донских коней в 17 веке в Ростовской губернии Российской Империи. От протекающей по этой территории реки Дон благородные животные и получили свое название. Казаки скрещивали трофейных туркменских, карабахских, персидских скакунов с ногайскими конями.
С 18-го века разводить дончаков для армейской кавалерии принялись русские помещики:
- Платов М. И.;
- генерал Иловайский В. Д.;
- Янов П. П.;
- Сериков И. М.
После войны 1812-го донскую породу, отлично показавшую себя в кавалерийских сражениях, признали русским достоянием. Первый конезавод для разведения донских лошадей открылся в 1826-ом. К концу 19-го века дончак стал самым распространенным скакуном на территории Российской Империи, на ростовских конезаводах содержалось около 20 тысяч особей, не считая 15 тысяч, находившихся в личном владении казаков.
Прокатившиеся войны – Первая мировая и Гражданская – заметно сократили численность донских лошадей. Чтобы спасти породу, Семен Михайлович Буденный дал приказ собрать по стране всех дончаков, отправить для разведения на конезаводы. Количество особей удалось нормализовать за 10 лет. Порода стала второй по численности после орловских рысаков.
В 1950-е открылись конезаводы в Ростовской области, Башкирии, Казахстане, Киргизии. Развал Союза оказался испытанием, которое порода не выдержала. Осталось только два конезавода – Зимовниковский, в Ростовской области, и имени Буденного, в Сальске. В 2010-ом Зимовниковский конезавод прекратил существование. Сегодня донских лошадей почти не осталось. Число племенных донских кобыл на всей территории России не превышает 200 особей. Ежегодно они рожают около 50 жеребят. Стоимость чистокровного коня превышает 500 тысяч рублей.
Зарождение породы
На кочевников казаки совершали набеги по суше, для чего им нужны были хорошие лошади. Коней они либо покупали у тех же ногайцев, либо угоняли во время набега. Добираясь до Крыма и Турции на кораблях, оттуда привозили турецких, карабахских и персидских лошадей. С Востока на Дон попадали туркменские кони: ахалтекинской и иомудской пород. У карабахских и ахалтекинских лошадей присутствует характерный металлический блеск шерсти, который унаследовали и кони донских казаков.
В донских казачьих станицах кобылы и молодняк содержались в племенных табунах на вольном выпасе. Матки принадлежали разным людям. Весной производителями в табуны запускали жеребцов, отличившихся в конных походах либо особо ценных из захваченных в бою.
С середины XIX века на Дону стали появляться жеребцы отечественных пород: Стрелецкой, Орлово-ростопчинской, Орловской верховой. Стали появляться даже жеребцы Чистокровной верховой породы. С этого времени Донская порода лошадей начала приобретать черты заводской, а не степной породы. Но примитивное содержание и жесточайший естественный отбор не давали донской породе серьезно улучшиться, хотя поголовье консолидировалось и стало более однотипным.
Та порода, которая начала формироваться в период освоения левобережной части Дона позже получила название стародонской. Богатые земли Задонщины позволяли содержать значительное конское поголовье, а государственные закупки Донских лошадей в кавалерию способствовали расцвету Донского конезаводства. На Задонщине стремительно увеличивается количество конных заводов. Но введенная в 1835 году арендная плата за каждую голову 15 копеек в год (приличная по тем временам сумма) сделала коневодство доступным лишь крупным владельцам заводов. Что пошло Стародонской породе только на пользу. Перед Первой Мировой войной 40% царской кавалерии комплектовалось лошадьми Стародонской породы.
Уничтожение и восстановление Донского поголовья
Первая Мировая плавно перетекла в Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. И во всех случаях для ведения боевых действий требовалось большое количество лошадей. В итоге от многотысячных Донских табунов осталось лишь несколько сотен коней. И даже у тех происхождение было не достоверно. Работа по восстановлению Донской породы началась в 1920 году. Коней собирали повсюду, ориентируясь на свидетельские показания, тавра заводчиков и типичную внешность. Лишь в 1924 году удалось основать 6 крупных военных конезаводов. Крупные они были лишь по тем временам: в 1926 году в Донской породе насчитывалось лишь 209 маток.
В это время было распространено убеждение, что Чистокровная верховая – лучшая лошадь в мире и при восстановлении Донской породы кобыл активно крыли жеребцами Чистокровной верховой. Но спустя 4 года маятник пошел в обратную сторону и во главу угла поставили чистопородность. Лошадей с ¼ английской крови и выше выделили в Буденновскую породу. Как раз в то время был госзаказ на создание «командирской» лошади.
Интересно! По факту Буденновская лошадь – это Донская порода + Чистокровная верховая лошадь + небольшая примесь Черноморской породы лошадей.
Сегодня Черноморской породы больше не существует, а в Буденновскую породу записывают тех, у кого мать Донской породы, а отец Чистокровной верховой жеребец.
В послевоенные годы наступает расцвет Донской породы. Но продлился он недолго. Уже в 50-х годах происходит резкое сокращение общей численности конского поголовья в стране. Донская порода тоже не избежала этой участи, хотя пользовалась спросом как улучшатель рабочих лошадей и занимала по численности второе место после орловских рысаков.
Сегодняшнее состояние Донской породы
В 60-х годах Донских лошадей рассматривали как перспективных в туризм, прокат и массовый конный спорт. В то время Донская порода разводилась на 4-х конных заводах. С развалом Союза поголовье Донских лошадей мгновенно сократилось вдвое, так как 2 из 4 конезаводов остались за пределами России.
Из-за общей экономической ситуации оставшиеся заводы тоже не могли реализовать молодняк. Даже основное племенное ядро было очень тяжело прокормить. Коней начали сдавать на бойни. После того как заводы были переданы в частное владение положение еще больше ухудшилось. Новым собственникам нужна земля, а не лошади. Уже после 2010 года был ликвидирован Зимовниковский конезавод. Основное племенное ядро Донских маток было куплено в Казачий конезавод, остальных коней разобрали частники. Но частники не занимаются разведением. Сегодняшнее положение в Донской породе таково, что в год рождается чуть больше 50 Донских жеребят. Фактически Донская порода уже на грани вымирания.
Зарождение породы
На кочевников казаки совершали набеги по суше, для чего им нужны были хорошие лошади. Коней они либо покупали у тех же ногайцев, либо угоняли во время набега. Добираясь до Крыма и Турции на кораблях, оттуда привозили турецких, карабахских и персидских лошадей. С Востока на Дон попадали туркменские кони: ахалтекинской и иомудской пород. У карабахских и ахалтекинских лошадей присутствует характерный металлический блеск шерсти, который унаследовали и кони донских казаков.
В донских казачьих станицах кобылы и молодняк содержались в племенных табунах на вольном выпасе. Матки принадлежали разным людям. Весной производителями в табуны запускали жеребцов, отличившихся в конных походах либо особо ценных из захваченных в бою.
С середины XIX века на Дону стали появляться жеребцы отечественных пород: Стрелецкой, Орлово-ростопчинской, Орловской верховой. Стали появляться даже жеребцы Чистокровной верховой породы. С этого времени Донская порода лошадей начала приобретать черты заводской, а не степной породы. Но примитивное содержание и жесточайший естественный отбор не давали донской породе серьезно улучшиться, хотя поголовье консолидировалось и стало более однотипным.
Та порода, которая начала формироваться в период освоения левобережной части Дона позже получила название стародонской. Богатые земли Задонщины позволяли содержать значительное конское поголовье, а государственные закупки Донских лошадей в кавалерию способствовали расцвету Донского конезаводства. На Задонщине стремительно увеличивается количество конных заводов. Но введенная в 1835 году арендная плата за каждую голову 15 копеек в год (приличная по тем временам сумма) сделала коневодство доступным лишь крупным владельцам заводов. Что пошло Стародонской породе только на пользу. Перед Первой Мировой войной 40% царской кавалерии комплектовалось лошадьми Стародонской породы.
Уничтожение и восстановление Донского поголовья
Первая Мировая плавно перетекла в Великую Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. И во всех случаях для ведения боевых действий требовалось большое количество лошадей. В итоге от многотысячных Донских табунов осталось лишь несколько сотен коней. И даже у тех происхождение было не достоверно. Работа по восстановлению Донской породы началась в 1920 году. Коней собирали повсюду, ориентируясь на свидетельские показания, тавра заводчиков и типичную внешность. Лишь в 1924 году удалось основать 6 крупных военных конезаводов. Крупные они были лишь по тем временам: в 1926 году в Донской породе насчитывалось лишь 209 маток.
В это время было распространено убеждение, что Чистокровная верховая – лучшая лошадь в мире и при восстановлении Донской породы кобыл активно крыли жеребцами Чистокровной верховой. Но спустя 4 года маятник пошел в обратную сторону и во главу угла поставили чистопородность. Лошадей с ¼ английской крови и выше выделили в Буденновскую породу. Как раз в то время был госзаказ на создание «командирской» лошади.
Сегодня Черноморской породы больше не существует, а в Буденновскую породу записывают тех, у кого мать Донской породы, а отец Чистокровной верховой жеребец.
В послевоенные годы наступает расцвет Донской породы. Но продлился он недолго. Уже в 50-х годах происходит резкое сокращение общей численности конского поголовья в стране. Донская порода тоже не избежала этой участи, хотя пользовалась спросом как улучшатель рабочих лошадей и занимала по численности второе место после орловских рысаков.
Сегодняшнее состояние Донской породы
В 60-х годах Донских лошадей рассматривали как перспективных в туризм, прокат и массовый конный спорт. В то время Донская порода разводилась на 4-х конных заводах. С развалом Союза поголовье Донских лошадей мгновенно сократилось вдвое, так как 2 из 4 конезаводов остались за пределами России.
Из-за общей экономической ситуации оставшиеся заводы тоже не могли реализовать молодняк. Даже основное племенное ядро было очень тяжело прокормить. Коней начали сдавать на бойни. После того как заводы были переданы в частное владение положение еще больше ухудшилось. Новым собственникам нужна земля, а не лошади. Уже после 2010 года был ликвидирован Зимовниковский конезавод. Основное племенное ядро Донских маток было куплено в Казачий конезавод, остальных коней разобрали частники. Но частники не занимаются разведением. Сегодняшнее положение в Донской породе таково, что в год рождается чуть больше 50 Донских жеребят. Фактически Донская порода уже на грани вымирания.
Особенности и описание донской лошади
Донская лошадь — старинная, отечественная порода, которая была выведена в 18 веке, на территории ростовской области, донскими казаками. Она относится к упряжным породам лошадей. У неё имеется множество заслуг. Они сопровождали российские войска и участвовали во всех войнах. Их предшественниками были степные лошади.
В 19 веке государство России приказало привезти восточных лошадей, именно они придали донским лошадям красивый ярко – рыжий оттенок. Для улучшение этой породы использовали арабских и других чистокровных лошадей. Во времена гражданской войны многие лошади погибли и от большого числа лошадей осталось минимальное количество.
Только в 1920 году люди стали активно восстанавливать эту породу и в 1935 году она практически полностью восстановилась. Однако, в настоящее время донские лошади считаются очень редкой породой и им грозит вымирание. Ещё немного и они будут занесены в Красную книгу.
Донская порода лошадей привыкла к табунной жизни. Она с виду очень красивая и не капризная. Донская лошадь может похвастаться своим ростом (165 см). По описанию донской лошади, она очень похожа на кавалерийских лошадей.
У донских скакунов тело растянутое и мускулистое. Голова большая, глаза у них красивые, шея крепкая, грудь широкая, ноги сильные и мускулистые. Окрас у донских лошадей в основном рыжий (любые оттенки рыжего) или бурый, могут быть белые пятна на голове и ногах.
Характер донских лошадей очень уравновешенный и спокойный. Ведут себя с детьми с положительной стороны, и замечательно подходят для обучения верховой ездой. Такая лошадь способна пройти большое расстояние, только за одни сутки лошадь может преодолеть до 300 км. пути.
Для своего хозяина она не создаёт особых проблем. Животные этой породы имеют очень крепкий иммунитет, и они почти никогда не болеют. На фото донской лошади можно заменить насколько она грациозная и элегантная. Её яркая окраска способна привлечь и затмить самых знаменитых наездников.
Донские кони хорошо адаптированы к климатическим условиям. Могут спокойно перенести холод и жару. Поэтому их можно содержать на улице в любую погоду, без дополнительного строения.
Донская лошадь подходит для наездников- новичков, для обучения детей верховой езде, конкура, и просто для любителей. В Ростовской области и Краснодарском крае они прекрасно служат в конной полиции и участвуют в Казачьих выступлениях. При хорошем и правильном уходе, донские кони способны прожить до 20 лет.
История появления и развития породы
Донская порода лошадей имеет неразрывную связь с историей донского казачества. Первые конные заводы возникли на Дону еще в восемнадцатом столетии. Самые первые дончаки сразу отличались ловкостью и гибкостью, что позволяло им легко преодолевать естественные препятствия, выполнять самые крутые развороты, при этом показывая высокий уровень выносливости.
Поскольку на фоне всех этих качеств они еще были весьма неприхотливы к кормам и в уходе, а также при должном уровне содержания спокойно доживали до двадцати лет, лучших строевых коней для того времени придумать было очень сложно.
Начиная с девятнадцатого века, донские казачьи атаманы Платов, Иловайский и Мартынов вплотную занялись улучшением донской породы. Именно с их табунов и начался новый виток развития этих замечательных коней.
Этот донской атаман привез на свой завод лучших представителей арабских и персидских скакунов, используя в селекции методы подбора и отбора.
Затем конные заводы стали появляться на дону повсеместно. В 1776 году открылся племзавод Янова, спустя два года – заводы Иловайского (А.В.) и Серикова, а в 1790 году появились племзаводы Кузнецова и Н.В. Иловайского.
О неприхотливости и выносливости дончаков говорит такой факт: во время англо-бурской войны, которая длилась с 1898-го по 1902-ой год, все лошади английской кавалерии пали, а две сотни донских коней, которые были в отряде генерала Френча, продолжали стойко нести службу и переносить все невзгоды и тяготы военного времени.
Для дальнейшего совершенствования этой российской проды активно использовались лучшие представители чистокровных верховых и арабских пород.
На суд придирчивых экспертов была выставлена группа красивых золотисто-рыжих верховых скакунов. Судьи сразу по достоинству оценили этих замечательных животных, и причислили их к национальному достоянию страны. С того самого времени донские лошади получили официальное признание и всенародную любовь. Их стали активно использовать для племенной работы по улучшению местного поголовья, а также активно привлекать на армейскую службу.
Под контролем советского Управления коннозаводства на Дону, отставные офицеры кавалерии и донские коннозаводчики повели активную племенную работу, которая дала положительный результат спустя пятнадцать лет.
Несколько фактов, которые свидетельствуют о необычайной выносливости дончаков:
- 1946 год. Донские казаки доехали из Сальска до Ростова-на-Дону (расстояние – 200 километров) за 18 часов и 25 минут. И это – при температуре окружающего воздуха 40 градусов;
- донская кобыла по имени Дочь Букварки за пятнадцать суток, ни разу не останавливаясь на дневку, пробежала одну тысячу семьсот семьдесят семь километров;
- целая группа жеребцов донской породы преодолела расстояние в 305 километров, потратив на это 20 часов;
- рекорд расстояния, пройденного за сутки, принадлежит жеребцу по кличке Занос – 300 километров за девятнадцать часов;
- 1951 год. Чтобы определить максимальную степень выносливости этих лошадей, конный завод имени маршала Буденного устроил забег, суть которого – ежедневно пробегать по 120 километров в течение как можно долгого времени. Спустя две недели забег был остановлен. Лошади прекрасно себя чувствовали, и продолжать испытание не было никакого смысла
Такая негативная тенденция связана с тем, что бывшие государственные племзаводы и хозяйства перешли в руки частного капитала, которому они оказались не нужны. Министерству сельского хозяйства эти прекрасные животные также совсем не интересны, и вся племенная работа по сохранению донских коней лежит на плечах немногочисленных энтузиастов.
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство – Википедия
- Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Описание
Дончаки отличаются хорошей мускулатурой, высота в холке составляет 164-166 см. Косая длина туловища равняется 164-165 см, обхват груди равен 194-195 см. Строение тела широкое, иммунитет сильный, высокая выносливость.
Голова имеет средний размер, отличается прямым профилем, широким лбом и длинным затылком. Глаза круглой формы, уши небольшого размера. Шея имеет среднюю высоту, у представителей породы верхового типа она более длинная и имеет характерный изгиб. Спина с поясничным отделом широкие, крепкие и ровные, круп имеет нормальный наклон. Грудная клетка хорошо развита, отличается объемом и большой длиной.
Окончательное формирование породных данных завершается к на 5 году жизни дончака, к разведению и к работе они готовы уже в возрасте 3 лет. Внутри породы выделяют несколько видов донских коней:
- восточно-карабахский, высота в холке которых составляет 160 см, а конечности более низкие;
- персидский, отличающиеся широкой грудью, длинной шеей с характерным изгибом, характерный ярко-рыжий окрас;
- восточно-массивный, имеющих крупное тело и максимально высокий рост в холке, достигающий по породным стандартам 170 см;
- верховой, которого отличают косые лопатки, высокая холка, длинная шея с изгибом и длинный круп.
Донские кони обладают отменным здоровьем и выносливостью, им присуща и такая характеристика, как чувство отзывчивости на заботу человека и особого рода интеллигентность. Эта особь не любит простаивать без дела – дончакам всегда нужна тренировка и занятость, в противном случае у коня начинает портиться характер и управлять им становится довольно сложно.
Донской скакун может развивать предельную скорость за небольшой промежуток времени, поэтому его ценят за быстроту реакции, используя это свойство во время спортивных состязаний. Кроме того, лошадь хорошо зарекомендовала себя при езде в упряжке, а также этот конь оказался незаменимым для езды по узким улочкам – особенно хорош он при маневрировании во время погони, за что эту породу ценят конные стражи порядка.
О выносливости дончака следует сказать отдельно – эта порода является одной из десятка лидирующих пород по всему миру. Сила и выносливость породы, хорошая обучаемость и высокий интеллект позволяют донским коням принимать участие в таких видах спорта, как конкур, выездка, троеборье, беговые заезды.
Экстерьер
Кони донской породы имеют красивое и правильное строение тела, что является результатом многолетней генетической работы конезаводчиков. Холка у коней высокая, от 150 до 173 см. Голова средних размеров, с широким лбом и короткой затылочной частью. Уши пропорциональны голове, небольшие и подвижные, концы ушных раковин имеют заострения. Глаза большие, с красивым разрезом, темные, практически «бездонные». Шея длинная, выгнута красивым дугообразным изгибом, без чрезмерных жировых отложений.
Грива и хвост – густые и мягкие, средней длины, оттенок прядей чуть темнее, чем основная окраска лошади. Туловище немного удлиненной формы, массивного строения, спина слегка выпуклой формы, грудь широкая, а круп широкий и покатой формы. Ноги длинные, суставы крепкие, обхват пясти – 19-20 см, копыта широкие и устойчивые. Вес взрослой лошади колеблется в пределах 400 кг.
Среди недостатков породы эксперты обращают внимание на слабую область спины, умеренно развитую бедренную мускулатуру, случается, что задние ноги имеют сабельную форму, что усложняет аллюр. Кроме того, для чистоты породы необходимо уделять внимание развитию лопаток и суставов, особенного переднего пояса конечностей. У донских лошадей имеется характерная окраска, благодаря которой эту породу не спутаешь с другими
Различают масти золотисто-рыжего окраса, рыже-гнедого, темно-гнедого, а также есть представители этой породы вороной и серой мастей. У дончаков нередко присутствует в области головы и ног белый цвет
У донских лошадей имеется характерная окраска, благодаря которой эту породу не спутаешь с другими. Различают масти золотисто-рыжего окраса, рыже-гнедого, темно-гнедого, а также есть представители этой породы вороной и серой мастей. У дончаков нередко присутствует в области головы и ног белый цвет.
Характер
Дончаков отличает спокойный нрав, они легко поддаются тренировкам и охотно идут на контакт с человеком. Более того, эти лошади способны стать верным и преданным другом тому, кто о них заботливо ухаживает. Особый нрав у дончаков складывался десятилетиями в условиях военной службы. Считается, что донская порода лошадей – одна из тех, кто выбирает себе одного хозяина на всю жизнь. При этом к чужим людям конь может проявлять недоверие и даже некоторую долю агрессии.
История появления и развития породы
Донская порода лошадей имеет неразрывную связь с историей донского казачества. Первые конные заводы возникли на Дону еще в восемнадцатом столетии. Самые первые дончаки сразу отличались ловкостью и гибкостью, что позволяло им легко преодолевать естественные препятствия, выполнять самые крутые развороты, при этом показывая высокий уровень выносливости.
Поскольку на фоне всех этих качеств они еще были весьма неприхотливы к кормам и в уходе, а также при должном уровне содержания спокойно доживали до двадцати лет, лучших строевых коней для того времени придумать было очень сложно.
Начиная с девятнадцатого века, донские казачьи атаманы Платов, Иловайский и Мартынов вплотную занялись улучшением донской породы. Именно с их табунов и начался новый виток развития этих замечательных коней.
Этот донской атаман привез на свой завод лучших представителей арабских и персидских скакунов, используя в селекции методы подбора и отбора.
Затем конные заводы стали появляться на дону повсеместно. В 1776 году открылся племзавод Янова, спустя два года – заводы Иловайского (А.В.) и Серикова, а в 1790 году появились племзаводы Кузнецова и Н.В. Иловайского.
О неприхотливости и выносливости дончаков говорит такой факт: во время англо-бурской войны, которая длилась с 1898-го по 1902-ой год, все лошади английской кавалерии пали, а две сотни донских коней, которые были в отряде генерала Френча, продолжали стойко нести службу и переносить все невзгоды и тяготы военного времени.
Для дальнейшего совершенствования этой российской проды активно использовались лучшие представители чистокровных верховых и арабских пород.
На суд придирчивых экспертов была выставлена группа красивых золотисто-рыжих верховых скакунов. Судьи сразу по достоинству оценили этих замечательных животных, и причислили их к национальному достоянию страны. С того самого времени донские лошади получили официальное признание и всенародную любовь. Их стали активно использовать для племенной работы по улучшению местного поголовья, а также активно привлекать на армейскую службу.
Под контролем советского Управления коннозаводства на Дону, отставные офицеры кавалерии и донские коннозаводчики повели активную племенную работу, которая дала положительный результат спустя пятнадцать лет.
Несколько фактов, которые свидетельствуют о необычайной выносливости дончаков:
- 1946 год. Донские казаки доехали из Сальска до Ростова-на-Дону (расстояние – 200 километров) за 18 часов и 25 минут. И это – при температуре окружающего воздуха 40 градусов;
- донская кобыла по имени Дочь Букварки за пятнадцать суток, ни разу не останавливаясь на дневку, пробежала одну тысячу семьсот семьдесят семь километров;
- целая группа жеребцов донской породы преодолела расстояние в 305 километров, потратив на это 20 часов;
- рекорд расстояния, пройденного за сутки, принадлежит жеребцу по кличке Занос – 300 километров за девятнадцать часов;
- 1951 год. Чтобы определить максимальную степень выносливости этих лошадей, конный завод имени маршала Буденного устроил забег, суть которого – ежедневно пробегать по 120 километров в течение как можно долгого времени. Спустя две недели забег был остановлен. Лошади прекрасно себя чувствовали, и продолжать испытание не было никакого смысла
Такая негативная тенденция связана с тем, что бывшие государственные племзаводы и хозяйства перешли в руки частного капитала, которому они оказались не нужны. Министерству сельского хозяйства эти прекрасные животные также совсем не интересны, и вся племенная работа по сохранению донских коней лежит на плечах немногочисленных энтузиастов.
Список используемой литературы:
- А.П. Солдатов. Основы животноводства. — 3-е изд. — М.: Агропромиздат, 1988.
- Животноводство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. (Проверено 5 апреля 2012)
- Животноводство – Википедия
- Животноводство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.