Изготовление витражей или как делать витражи своими руками
Содержание:
- Оформление разных комнат
- Эскиз
- Стиль Тиффани в витраже
- Технологии изготовления витражей.
- Имитация витража на стекле с помощью пленки (пленочная аппликация)
- Виды виража
- «Заливное»
- Витражи в интерьере: цвет и стиль
- С чего начать
- О технике Тиффани
- Техники Витражей
- Как изготавливают витражи Тиффани?
- Разбираем простое изготовление контурного витража на стекле
- Виды витражей
- Напоследок – об алюминии
- Варианты отделки
- Преимущества витражей Тиффани
Оформление разных комнат
В стиле Тиффани можно оформить любое помещение в доме: зал, прихожую и даже балкон
Важно знать, как правильно воссоздать этот дизайн в разных комнатах
Гостиной
Гостиная с таким декором смотрится шикарно, стильно и изящно. Витражные вставки, использованные в оформлении, демонстрируют хороший вкус владельцев дома, их достаток и успех.
Оттенок Тиффани очень выразительный, он замечательно гармонирует с нестандартными предметами мебели, коваными светильниками.
Для создания атмосферы непринуждённости в интерьере допускается лёгкая небрежность. Сделать обстановку по-домашнему тёплой и уютной поможет плед, забытый на окне, или бокалы на столе.
Гостиную следует обставить дорогой деревянной мебелью, обладающей изящными формами. Желательно, чтобы в её оформлении использовалась позолота или бронза.
Спальни
Зону, предназначенную для отдыха, следует декорировать в приглушённом цвете Тиффани. Этот бодрящий оттенок не должен доминировать, ограничьтесь несколькими декоративными элементами. Оформление в нейтральной палитре поможет создать уют, а детали цвета Тиффани добавят интерьеру элегантности.
Драпировки из ткани сделают помещение более светлым, зрительно вытянут его. Текстильные изделия подбирайте в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Спальни с интерьером, выдержанным в стиле Тиффани, особенно нравятся представительницам прекрасного пола, от такого дизайна веет женственностью.
Кухни
Цвет Тиффани при воссоздании данного направления в интерьере кухни можно использовать в оформлении шкафов, кафеля на полу или фартука. Придаст комнате нарядный вид скатерть цвета бирюзы, такие же салфетки. При сервировке стола дополните их золотистыми или серебряными бокалами.
В отделке стен можно применять древесину и панели из пластика. Гарнитур может быть простым, выполненным в современном стиле модерн или состаренным. Бытовую технику допустимо оставлять на виду.
Придать кухонному интерьеру оригинальность можно за счёт светильника, хромированной посуды, купленных в антикварной лавке. Для оживления интерьера используйте вазы со спелыми фруктами, цветы.
Детской
Сочетание бирюзового цвета с голубым – идеальный выбор для детской. Популярностью также пользуется дуэт оттенка Тиффани с нежным розовым. Такие комбинации смотрятся нежно и стильно, придают комнатам сказочный вид.
Бирюзово-розовую гамму стоит использовать для оформления комнаты маленькой принцессы.
Украсьте помещение витражами с изображениями мультипликационных персонажей и загадочными пейзажами. Прежде чем приступать к ремонту, узнайте у ребёнка, какой он хочет видеть свою комнату. Хозяин детской должен чувствовать себя комфортно на принадлежащей ему территории, ведь здесь ему предстоит проводить много времени.
Детская, декорированная в стиле Тиффани, воплощает сказку в реальность, развивает у детей фантазию, стремление к творчеству.
Ванной
Цветовая гамма стен в ванной комнате, выдержанной в стиле Тиффани, немного меняется при разном освещении. Плитку на пол рекомендуется выбирать в другой палитре, иначе она сольётся со стенами.
В ванной оттенки бирюзы смотрятся особенно удачно. Этот цвет воплощают в дизайне не только при помощи отделки поверхностей, но и за счёт мебели с аксессуарами. Хорошим выбором могут стать панели из пластика для стен в приглушённой голубовато-зелёной гамме.
Потолок лучше сделать натяжным, предпочтительно светлым. Оттенок Тиффани можно внести в интерьер и за счёт текстиля: полотенец, шторок, ковриков.
Эскиз
создавая эскиз своего витража, обратите внимание на будущие швы: чем больше в нем будет Т-образных соединений, тем прочнее будет ваш шедевр
учитывайте пропорции. Если элементы витража имеют небольшой размер или ширину, то швы должны быть тонкими, иначе работа будет выглядеть грубо, а фольга перекроет большую часть стекла
если швы задуманы широкие, тогда избегайте узких деталей и острых углов в витраже, иначе при пайке возможен перегрев и повреждение стекла
если витраж имеет вытянутую вверх, узкую форму, тогда советуем в эскизе запланировать несколько вертикальных линий
Этот способ сделает конструкцию витража более прочной
для того, чтобы собирать витраж было удобно, эскиз помещают внутрь рамы, а затем начинают выкладывать подготовленные стекла. Раскладку начинают с угла. Точность раскладки зависит от того, насколько аккуратно вы подгоните раму к эскизу
Совет1: если при обламывании стекла образовались неровности, то их можно отколоть кусачками, а затем все детали оттачиваются на точильном бруске.
Совет2: чтобы осколки стекла не разлетались в стороны, эту процедуру лучше делать в емкости с водой, погрузив туда заготовки. Обточка происходит до тех пор, пока каждая деталь не будет совпадать по размеру и форме с эскизом.
Приступаем к обмотке фолией кромки стеклянных заготовок. Специальная медная фольга выглядит, как лента с одной клейкой стороной. Приложите ее по центру к кромке стекла и полностью оберните всю заготовку, загибая на обе стороныкрая загиба должны быть одинакового размера с двух сторон для прочности и эстетической красоты шва
1. Загибы фольги пригладьте к стеклу деревянной лопаткой(более твердые материалы царапают и рвут патину).
2. Приклейте эскиз клеем или прозрачным скотчем к ровной поверхности, а по краю рисунка прибейте планки, образовывая рамку для того, чтоб элементы мозаики витража не смещались при сборке и пайке.
3. Складываем все элементы по шаблону в единую композицию. Все части будущего витража должны лежать свободно с небольшим зазором, для того, чтобы при пайке они не лопались от высокой температуры.
4. Подгоняем все детали по размеру в единую композицию.
5. Обработайте все швы флюсом для того, чтобы убрать с поверхности меди все окислы и, чтобы олово ложилось ровным швом. Лучше всего использовать паяльный жир или жидкие флюсы, которые наносятся кисточкой.
6. Элементы витража Тиффани припаиваются по внутренним и наружным кромкам хорошо прогретым, тонким паяльником. При этом у вас должен получиться один непрерывный шов, который полностью покрывает всю видимую часть медной фольги, включая внешние края композиции.
7. Тщательно протрите все швы остатками флюса после спайки, чтобы избежать окисления олова. Используйте для этого любое моющее средство
Нанесение патины на швы является заключительным этапом в изготовлении витража Тиффани. Чаще используется патина черного или медного цвета, которую втирают во все швы ватным тампоном. Излишки, попавшие на стекло, стоит сразу удалить губкой.
Стиль Тиффани в витраже
Витражная техника Тиффани и его стилистические решения балансируют на грани средневековых витражей и стилем арт-деко. Тем не менее, стилистическая особенности витражной техники Тиффани не теряет актуальность и по сей день. Безусловно, восприятие идеологии и философии каждого из изделий последователей Тиффани весьма неоднозначно и требует глубокого понимания тенденций современного искусства и искусства прошлого века.
Все же, ни одному из изделий Тиффани нельзя отказать в магнетизме. Пластичные и колоритные абажуры и витражи притягивают взгляд и хочется смотреть на них бесконечно. Зыбкая игра света, воздушность и легкость каждого из изделий сделало их совместимыми с интерьером практически любой стилистики. Витражи Тиффани фото в интерьерах убедительно это доказывают.
Невероятно стильный и эмоциональный витраж Тиффани будет пленить сердца поклонников прекрасного еще не одно столетие.
Технологии изготовления витражей.
Начинающий художник сразу не возьмется писать сложную картину. Так и в создании витража, начинать нужно с самой простой технологии. Заливной или пленочный вариант — не сложные по работе и не дорогие по затратам удовольствия.
Как сделать заливной витраж красками
Для неопытных умельцев он удобен тем, что ошибочный контур можно стереть и нанести заново.
Для создания заливного витража на столе расстилают мягкую ткань, сверху кладут готовый трафарет, придавливают стеклом, на который наносится витраж. Поверхность стекла обезжиривают, протирая спиртом, и наносят по линиям трафарета контурный рисунок специальной краской. После его полного высыхания пустые “окошки” заполняют витражными красками, заливая их ближе к контуру, чтобы жидкость растекалась к центру.
Сделать витраж своими руками по этой технологии довольно просто и по силам практически каждому.
Изготовление пленочных витражей
Этот вид цветной мозаики — имитация заливного витража и с ней справится даже ребенок. Стекло обезжиривается, и на него наклеиваются кусочки пленки, а для полного сходства с настоящим витражом между фрагментами проклеивается металлическая лента. Такой вид мозаичной композиции называют фальш-витраж, и лучше всего он смотрится на потолке.
Пленочный витраж – это, своего рода, аппликация.
Как делать витраж Тиффани
Освоив технику, можно попробовать сотворить в домашних условиях витраж Тиффани, собирая своими руками мозаику из стекол. Это один из самых интересных и трудоемких видов цветного панно.
Витражи, носящие имя автора Луи Тиффани, по технологии производства более всего приближаются к классическим соборным витражам. Это отдельный вид витражного искусства, в котором создают абажуры, картины, вазы и ювелирные украшения.
Классический витраж Тиффани — это соединение цветных стекол свинцовыми или латунными прутками. Современный труд упрощается с помощью медной ленты. Этот способ позволяет делать миниатюрные работы.
Техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани.
Технология Тиффани включает в себя следующие этапы:
- из цветного стекла вырезаются фрагменты, составляющие общую картину;
- каждое стеклышко шлифуется и оклеивается медной фольгой;
- предварительно на стеклах проставляются номера, соответствующие нумерации на шаблоне;
- шаблон помещают в рамку и на него выкладывают заготовки, начиная с угла;
- детали спаиваются между собой с обеих сторон витража;
- заключительный этап — нанесение патины на спаянные швы;
- окончательная работа вставляется в рамку из металлического профиля.
Имитация витража на стекле с помощью пленки (пленочная аппликация)
Пленочный витраж, исполненный в виде аппликации пленки представляет собой самый эффектный и относительно недорогой в исполнении способ декорирования поверхностей.
Технология заключается в наклеивании на стекло или зеркало (любую основу) узоров, вырезанных в виде трафарета из полимерной пленки. Пошагово алгоритм представляет собой следующее:
- Из множества векторных рисунков выбирается подходящий для декора. Те мастера, которые владеют навыком работы с соответствующими программами, могут отрисовать рисунок самостоятельно или отредактировать любое изображение.
- Далее, с помощью ПО и плоттера, на цветную полимерную пленку типа OPACUL наносится макет узора, изображения или отдельных его частей, в соответствии с размерами заготовок из стекла, зеркал.
- Полученные шаблоны аппликации подготавливаются к поклейке имитации витража на стекле своими руками с помощью плоттерной резки.
- Перед поклейкой трафарета, поверхность тщательно очищается мыльным раствором и обезжиривается. Готовые пленочные аппликации имитации витража переносятся на декорируемую поверхность, на стекло или зеркало. Многие мастера предварительно смачивают поверхность для лучшего разглаживания пленки без морщин и заломов.
- Для защиты изображения от внешних факторов, поверхность готового пленочного витража покрывается прозрачной пленкой. Далее заготовку устанавливают мебель. Обычно их используют для декора раздвижных дверей купе и перегородок, а также украшения распашных фасадов кухонь и другой корпусной мебели.
Имитация витража на стекле своими руками может быть воспроизведена и на других гладких и непрозрачных поверхностей. Строго говоря, рисунок несколько напоминает декупаж и может быть сделан на деревянных поверхностей, ламинированном ДСП, МДФ и других материалах.
Виды виража
Роспись красками
Самая простая в изготовлении имитация витража. Здесь даже нет кусочков, которые необходимо соединять, а предполагаемые контуры просто рисуются красками. Существуют специальные витражные краски и даже специальные контуры для создания витражей. Они очень густые и создают эффект объемности, наносятся такие контуры с помощью специального узкого носика на тюбике или шприца.
рисунок по стеклу
Еще можно использовать заливной метод. В этом случае краска густым слоем заливается на фрагмент витража, ограниченный заранее нанесенным объемным контуром
Тут очень важно, чтобы изготовление витража осуществлялось на идеально ровной горизонтальной поверхности, чтобы краска не стекала
Лак
Вместо краски для создания контуров витража иногда используют густой лак или эпоксидную смолу. Такие витражи были крайне популярны в конце двадцатого века. Для придания контуру особенного металлического вида в лак добавляют бронзовую пудру и наносят его по границам витража с помощью обычного шприца. Такой контур сохнет достаточно долго.
Дерево
Очень необычно выглядит витраж с деревянными контурами. Чаще всего это просто фантазия на тему природы, разветвленного дерева, пространство между ветвями которого занято разноцветными стеклами. Тут главное не переборщить с количеством элементов, их не должно быть очень много. Для такого контура используется ветвистая часть дерева, которая просто распиливается пополам, шлифуется, тонируется и приклеивается к стеклу.
Заливка клеем
Другой вариант создания витража – с помощью силикатного клея. На прозрачном стекле выкладывается из кусочков будущий витраж, и все его элементы приклеиваются. По границе устанавливаются временные ограничительные рамочки. И все изделие заливается прозрачным силикатным клеем.
Декоративная пленка
Простой способ сымитировать витраж. Из разноцветной декоративной пленки по шаблонам вырезаются части будущего изделия и просто наклеиваются на стекло. Контуры в данной технике выделяются маркером и оформляются свинцовой самоклеящейся пленкой.
Витраж Тиффани
Технология Тиффани наиболее близка к классической. Осколки разноцветного стекла здесь спаиваются между собой с помощью медной фольги и свинцово-оловянного припоя. Заранее нарезаются из стекла кусочки необходимой формы, их кромки шлифуются и обклеиваются лентой медной фольги. Затем части витража укладываются вместе и спаиваются. Для натуральности швы травят патиной и они приобретают характерный свинцовый вид.
«Заливное»
Заливной витраж выполняется в такой последовательности:
- Готовим сборочный стол: ровный щит, обтянутый белой бязью, фетром, байкой или фланелью.
- Кладем на него трафарет – пронумерованный первичный эскиз.
- Обезжириваем стекло – основу и кладем на трафарет. Берем за торцы руками в новых текстильных перчатках; пользоваться присоской и оставлять пальцы на лице нельзя.
- Выгибаем, ровняем и подплющиваем контуры, по очереди по одному от левого (для левшей – правого) верхнего угла.
- Подгоняем по мере надобности и приклеиваем посудным ПВА. Сушим сутки.
- Заливаем краской (см. ниже). Смежные ячейки одного колера заливаются поочередно по мере высыхания предыдущих: вдруг протечет, высохший потек легко снять лезвием безопасной бритвы.
- Сушим еще сутки после заливки последней ячейки, вставляем в рамку из металла – готово к установке!
О приготовлении красок см. след, а пока остановимся на заливке; это самая ответственная процедура. Краску наливаем обильно пропитанной кисточкой или шприцем изнутри по контуру, но ни в коем случае не касаясь бордюра (см. рис.)! Краска должна сама растечься в мениск естественным образом! Если колер вышел жидковат, по высыхании наливаем еще раз таким же способом.
Заливка ячейки витража краской
Налив/долив краски в середину недопустим. Если там нужно пятно погуще, его нужно оконтурить и налить туда больше. В таком случае два налива в обрамление (по внешнему и внутреннему контурам) делаются без промедления один за другим.
Дело в том, что «блямба» посередине нарушит светопреломление. Возникнет известный фотографам «эффект бокэ», и одиночный такой элемент нарушит цельность восприятия композиции. А если их будет много, то весь витраж получится неряшливым.
Краски
Самодельные витражные краски известны четырех видов:
- На ПВА и анилине – самые простые в приготовлении и самые нестойкие;
- Советско-раритетные – на клее БФ-2 и пасте для шариковых ручек;
- Желатин-анилиновые – непрочны и на прямом солнечном свету выгорают, но дают идеальный мениск;
- Нитромасляные – самые дорогие, но имеют все достоинства без недостатков.
Первая. ПВА-анилиновые краски готовятся просто: вдвое-втрое разбавляем дистиллированной водой 50-100 мл посудного ПВА. Затем, в горячем дистилляте – анилиновый краситель для ткани по инструкции к таблетке, и процеживаем через миткаль, газ или тоненькие женские колготки. Капаем несколько капель в ПВА эмульсию, размешиваем, капаем каплю на стекло и проверяем колер. Засветлен – добавляем раствор пигмента; перетемнен – эмульсии.
Вторая. БФ-2 разводится вдвое ацетоном и в раствор по каплям добавляется ручечная паста с размешиванием. Колер проверяется пробной каплей, как выше указано. Дает отличный мениск, стойка, ярка, но – увы! – оборот чистого ацетона ограничен, т.к. он используется в кустарном нелегальном производстве наркотиков. А заменить нитрорастворителем или спиртом нельзя.
Третья. 6 гр. пищевого желатина разводятся в 200 мл. дистиллята при 40-50 градусах. Раствор анилинового красителя, такой же, как и для первой краски, добавляют по каплям после остывания до той же температуры и так же проверяют колер. Прочность и стойкость к выгоранию можно несколько увеличить, по высыхании покрыв прозрачным акриловым лаком. Анилин с ПВА – нельзя, поплывет.
Четвертая. Готовим состав из 60% по объему прозрачного мебельного нитролака и 40% 647 растворителя. Художественную масляную краску выдавливаем прямо из тюбика шариками с горошину размером, размешиваем, проверяем колер на каплю. Пригодна под покрытие акрилом; при этом прочность – акриловая, а стойкость – практически неограничена.
Витражи в интерьере: цвет и стиль
Значительное преимущество витражей в том, что они совмещаются с разными стилями и при этом могут быть выполнены в очень широкой цветовой гамме. Чаще всего витраж в современном интерьере появляется в помещениях классического стиля, модерна, неоклассики, контемпорари. В зависимости от места расположения витраж обладает следующими особенностями:
Гостиная. Элементы витража могут быть выполнены в любом цвете; они идеально вписываются в стиль арт-деко, барокко, модерн, классический. Популярные техники — Тиффани, заливка, фацет, фьюзинг, пленочная.
В гостинойИсточник bristolurnu.org
Кабинет. В отличие от гостиной, яркие краски здесь не рекомендуются. Для фасада шкафа или перегородки подойдет полупрозрачный витраж в благородных бежево-коричневых и зеленых оттенках.
В кабинетеИсточник m-strana.ru
Спальня. Витражная картина на ширме, светильнике или спинке кровати сделает спальню уютнее. Предпочтение отдается спокойным, нежным оттенкам и природным сюжетам в технике Тиффани или пескоструйной.
В этно-стилеИсточник houzz.co.uk
Ванная. Сюжеты витражных картин для ванной безграничны — от морского берега до цветущего японского сада. Используются матовые и зеркальные, с разной степенью прозрачности, устойчивые к влаге витражи.
Декор большого окнаИсточник instasaver.org
Кухня. Ни одна хозяйка не откажется от атмосферы праздника, создаваемой ярким витражным декором с растительными или геометрическими мотивами. Вариантов использования масса: окна, двери, фасады мебели, кухонный фартук.
Фацетное стеклоИсточник houzz.co.nz
Детская
Главная особенность витражного декора — красочность, при этом важно выбирать сюжет вместе с ребенком. Рисунок Тиффани (в комбинации с росписью) размещают на двери, потолке, в окне
Пленочный витраж для детскойИсточник imagesait.ru
Прихожая. Подвесной витраж с подсветкой — хороший вариант для помещения, в котором нет окон.
В прихожейИсточник topdizz.com
С чего начать
Выбрать рисунок, или нарисовать самому, пойти в магазин, по совету веселого продавца накупить кучу ненужных материалов и… ЗАВАЛИТЬ ВСЕ ДЕЛО ?
Создание витражей, все же, не самое простое дело. Даже самый легкий способ, пленочный, требует определенных знаний и навыков. Ведь, что такое профессия — это знание нюансов! Поэтому если хотите узнать, как делать витражи своими руками, обратитесь к профессионалам, владеющими профессиональными нюансами, не введитесь на заявления о легкости процесса, не требующего подготовки, этого нет.
Идите на курсы в своем городе в мастерские к художникам, покупайте специальную литературу, смотрите видео уроки. Хотя в интернете достаточно нелепых рекомендаций по изделию витражных красок своими руками, например.
Поэтому фраза «обращайтесь к профессионалам» не потеряет своей актуальности никогда. Обращайтес к профессионалам, это сбережет Вам Ваше Время и Ваши Деньги.
О технике Тиффани
Техника была разработана в конце 19 века сыном известного ювелира. До Тиффани подобной технологии изготовления витражей не существовало. Заключалась она в следующем: каждый кусочек цветного стекла оборачивался по краю медной фольгой. Затем они раскладывались на картонке, где заранее была нанесена выкройка/эскиз будущего узора и спаивались оловянным припоем.
Эта техника позволяла создавать проработанные и сложные орнаменты. Объект становился легче по весу и визуальному восприятию. А еще стало возможно получения объемных фигур с изгибами. Теперь благодаря этой технологии мы можем любоваться светильниками с цветными мозаичными стеклянными плафонами.
Яркое витражное стекло, которое раньше было возможно видеть только в церквях, дворцах и других общественных зданиях, теперь появилось в домах в виде светильников. Естественный свет в них заменился на электрический, а витраж стал объемным округлым плафоном.
Художественные способности Луиса Комфорта Тиффани и его любовь к деталям стали главными факторами, благодаря которым появились лампы в стиле модерн.
Техники Витражей
Я знаю следующие:
- Тиффани
- Классический
- Фьюзинг
- Плёночный
- Роспись по стеклу
- Заливной
- Пескоструйный
Постараюсь посвятить каждой технике отдельные статьи, но скажу сразу, что есть техники в которых я не работал, и знаю о них не столько сколько хотелось бы… поэтому их касаться буду по стольку — поскольку …
А не работал я в следующих техниках:
Фьюзинг, Заливной и Роспись…
Из статей Вы узнаете, что необходимо для того что бы работать в той или иной технике и поймёте, почему я не работал в перечисленных… а чтобы не пропустить новые статьи, рекомендую подписаться на новости моего блога.
… и последнее слово предложения, это «Тиффани»
Как изготавливают витражи Тиффани?
Работа в технике Тиффани требует мастерства и таланта. Художник студии «Стеклосфера» (г. Москва) изготавливает витраж по заранее разработанным эскизам и шаблонам, однако только от него зависит, какими именно будут линии готового шедевра.
Этапы изготовления витража Тиффани
Подготовка стекла. Стеклянные элементы вырезают по заранее намеченным с помощью шаблона контурам. Для витражей Тиффани используют окрашенное в массе стекло. Роспись практически не применяется — рисунок формируют стеклянные элементы определенной формы и цвета.
Обмотка. Каждый стеклянный элемент обтягивают полосой из тонкой листовой меди или медной фольги. Полосу размещают на срезе так, чтобы она заходила за его края сверху и снизу. При обмотке медную полоску загибают за края стекла, чтобы она приняла П-образную форму. Обтяжку выполняют плотно, чтобы между торцами стеклянного элемента и медью не оставалось зазоров, пустот. Медную полоску располагают ровно, без перекосов и морщин.
Сборка. Стеклянные элементы выкладывают, формируя рисунок будущего витража
Важно добиться ровного, правильного расположения, чтобы стыки были аккуратными, без нарушения геометрии. По всей длине стыков элементы композиции должны плотно прилегать друг к другу
Пайка. Выполняется оловянным припоем по линии медных обмоток. Слой припоя не должен попадать на стекло или быть слишком толстым
Важно избежать появления неровностей, заметных бугров, неаккуратных наплавлений
Патинирование. Патину равномерно наносят на слой припоя. При этом недопустимы пропуски, образование не прокрашенных участков.
Витражная мастерская «Стеклосфера» изготавливает витражи Тиффани на заказ. У нас вы можете купить изделия любой сложности и любого назначения — от светильников и предметов декора до вставок в окна, подвесные потолки, мебельные фасады.
История витражей «Тиффани»
Витражи «Тиффани» — техника изготовления и материалы
Фьюзинг — технология спекания стекла, витражи фьюзинг
Готические витражи
Потолочные витражи с подсветкой
Цветочная тема в художественном витраже (стекле)
Виды подсветки витражей
Витражи по эскизам К.С. Петрова-Водкина
Разбираем простое изготовление контурного витража на стекле
Это один из самых простых способов, который часто применим в домашних условиях. Практически в каждом магазине для творчества сейчас просто найти специальные контуры для стекла, которые избавят вас от работы с проволокой, как это встречалось раньше. Также существуют специальные трафареты для изображений различной тематики. Их продают, как в магазинах, так и существует возможность скачать их в интернете.
- Для начала работы положите под предварительно очищенное и обезжиренное стекло лист с рисунком.
- обведите силуэты контуром, при необходимости сделайте это разными цветами.
- После просыхания контура залейте каждый элемент красками, сделать это поможет аэрозольный баллончик или простая кисть, все зависит от размера изготавливаемого вами витража.
- Не следует торопиться при заливке, желательно дать просохнуть краске соседнего элемента.
Вот витраж и готов! Полюбуйтесь результатом! Получилось довольно быстро и просто. Данная техника создания подойдет для работы вместе с детьми.
Создание пленочного витража также не отнимет у вас много сил, большую часть времени будет потрачена на вырезание изображения из пленки. Работа довольно кропотливая, но стоит усилий. Этот вариант наиболее бюджетный в исполнении, стоит отметить, что профессионалы могут создать такой витраж почти что в любой стилистике, выглядеть он будет аналогично подлинному витражу и точно также красиво. Преимуществом данного витража является применение цельного листового стекла, что очень удобно и безопасно в использовании.
- В данном методе создания витража контур выполнен свинцовой лентой той же техникой, что и в заливном витраже.
- На обратную сторону стекла наносим пленочное покрытие, а не краску, как в предыдущей работе.
- Проложим еще одну ленту по приклеенному покрытию.
- Стыки следует пропаять паяльником.
В итоге получим двусторонний пленочный витраж.
Витраж Тиффани:
- Витраж Тиффани – это необыкновенной красоты полотно, созданное из цветных стеклышек. Невозможно не любоваться игрой света на разноцветных стеклах, помещение будто погружается в волшебную сказку и все вокруг оживает. Витражи снова возвращаются в моду, теперь их можно встретить, как в классическом исполнении, размещенные в окнах, так и в более интересном виде, например, в дверях, на потолке и даже стенах. Ими украшают предметы мебели и декора, например, картины из стекла перестали быть редкостью и диковинкой.
- Витраж Тиффани можно создать в домашних условиях. Изготовление не потребует дорогостоящего оборудования. В основу методики Тиффани легло создание композиций из кусочков цветных стекол, которые соединяют между собой с помощью медной ленты с клеящим слоем и припоя.
- Этот витраж наиболее сложен в исполнении. Он сочетает в себе вместе элементы пленочного и заливного витража. В видео в конце статьи представлен полный мастер-класс по его изготовлению. Если кратко описать технологию витража Тиффани, то она заключается в наклеивании маленьких кусочков стекла, предварительно вырезанных с помощью трафарета и самостоятельно раскрашенных. Процесс изготовления по данной технике крайне трудоемкий, работа требует колоссальной усидчивости и огромной внимательности. Результат готового изделия потрясет вас своей красотой, такой витраж будет выглядеть очень дорого и изысканно, а также придаст вашему дому необычайное очарование и шарм.
Виды витражей
Классический, или стеклянный витраж – это окно из множества разноцветных стекол, прозрачных или молочных; молочных в данном случае значит – непрозрачных окрашенных в массе. Матовое стекло «зашершавлено» с одной стороны, и на изломе прозрачно.
Фрагменты витража иногда называют витражными смальтами, чтобы не путать со смальтами, из которых набирается стеклянная мозаика. Витраж и произошел от мозаики. Иногда даже говорят просто «смальта», т.к. витражей делается много больше, чем мозаик из стекла. Далее в тексте смальта – везде витражная смальта.
Каждая смальта обрамляется П-образным профилем из свинца, олова, меди или латуни. Затем смальты укладываются прямо на первичный эскиз, и швы пропаиваются. Получается окно в переплете из Н-образных профилей. На него тут же накладывают раму из латунного уголка, для прочности, и пропаивают уже по контуру. Полученную картину вставляют в оконную раму или в проем с подсветкой сзади. В таком случае смальты берут матовые или молочные.
Витражи, выполненные в классической технике
На рисунке в предыдущем разделе – один из величайших мировых витражных шедевров, витраж в южном окне собора св. Винцента в Блуа. На рисунке выше – современные витражи классического типа. И там, и там используется комбинированная техника с применением фьюзинга, см. далее. Классический витраж очень сложен в работе, трудоемок и не особо прочен. В распашные окна их не ставили – могли рассыпаться от хлопка открытой створки.
Напоследок – об алюминии
Кто-то, прочтя статью, вспомнит: погодите, а вот остекление мебели? Чем не витраж? В стандартных дюралевых профилях, дешевых, красивых, блестящих. И гнуть их можно.
Нет, там не витраж. Витраж – отдельное транспортабельное изделие в цельной раме, паяной или литой. Ну ладно, спаяем. Алюминий паяется, и даже без аргона – есть специальные «скребущие» припои (ЦОП, к примеру) и не особо едкие флюсы на олеиновой или пальмитиновой кислоте.
Да, но температура нужна 350-400 градусов, стекло в плотном контакте с металлом такую не держит. Если же очень медленно нагревать весь набор на огнеупорном щите, от разницы ТКР он пучится и распадается. Дать припуски на температурное расширение – расседается и разваливается при остывании.
Так что «взаправдашние», не на клею и смолах, витражи в алюминиевом переплете пока не получаются. Если же кто-то придумает, как их делать – это, безусловно, будет революция в витражном искусстве: алюминиевые сплавы легки, а по прочности сравнимы со сталью.
Варианты отделки
Принимая решение сделать ремонт в квартире и оформить её в стиле Тиффани, владельцы точно не прогадают. Главное, правильно выбрать отделку, позаботиться о соответствующем освещении.
Стен
В подлинном Тиффани дизайне стены остаются гладкими, их окрашивают или оклеивают обоями. От использования штукатурки нужно отказаться. Для малогабаритной комнаты стоит выбрать вариант с отделкой, в котором одна из стен декорирована обоями мятного оттенка с изящным или геометрическим принтом. Уместен будет цветочный узор. Обои из натуральной ткани сделают атмосферу более уютной.
Пола
На пол стелют паркетную доску или делают его каменным, выбирая натуральный материал светлого цвета. Ковровые покрытия применяют в минимальном количестве, часть пола должна оставаться открытой.
Потолка
Потолки делают в виде каркасных конструкций с витражами, изготовленными по особой технологии. Их дополняют подсветкой, украшают изысканными орнаментами.
Если возможности сделать подвесной потолок нет, можно ограничиться окрашиванием.
Комнаты в стиле Тиффани должны быть большими и светлыми. Используйте при создании светового сценария необычные яркие светильники, например, выполненные из цветного стекла. Они могут быть украшены мозаикой. Смотрятся такие изделия роскошно.
Преимущества витражей Тиффани
Результатом нововведений становится возможность сделать ширину протяжки минимальной, что сделало витражи максимально изящными. Толщина контура изображения может быть очень небольшой, всего 1- 2 мм, что позволяет создавать минималистичные по формату работы. Это не мешает при необходимости производить дополнительную роспись в области мелких деталей. Специальная краска содержит составляющие, которые обеспечивают прочное сцепление с основой при обжиге.
Кроме того, технология позволяет значительно уменьшить размеры стеклянных элементов, из которых складывается будущее произведение искусства. Это делает работы более детализированными и богатыми по цвету и образности. Линии пайки имеют разную толщину на разных участках, это обеспечивает дополнительную выразительность и ощущение пластичности изделия, подчеркивает ручную работу.
Очень важное преимущество данной технологии заключается в том, что элементы легко припаивать друг к другу под различными углами. С таким креплением стало возможным собирать из разноцветных кусочков стекла не только плоские изделия, но и декор округлых форм
Самым известным примером таких сложных конфигураций явились лампы Тиффани, которые на долгие десятилетия стали его визитной карточкой.