Что такое дацан?

Хуралы

Хурал — собрания лам-монахов. В Монголии и Бурятии хуралы делят на большие и малые.

Большие хуралы созываются в дни священных дат, связанных с четырьмя знаменательными событиями в деятельности учителя Шакьямуни и его становления Буддой, а также в дни, посвящённые нисхождению учителя Будды Шакьямуни из области небожителей в сферу людей. Молебен, обращённый к божеству Калачакре (хурал «Дуйнхор») проходит 15 числа третьего лунного месяца. В этот день Будда Шакьямуни в образе Калачакры проповедовал учение сокровенной мантры. Большие молебствия проводят, чтобы почтить деяния других учителей буддийской традиции. Во время хуралов «больших чтений» читают «Ганджур», «Данжур», «Ламрим», «Сундуй», «Алтангэрэл», «Жаадамба» и другие канонические сочинения.

Даты проведения малых повседневных молебнов устанавливают согласно традициям каждого монастыря или же выявляют по астрологическому признаку.

По своей структуре хурал разбивается на предварительную, основную и заключительную части. В большинстве случаев проведение больших хуралов рассчитывают на три дня, но иногда и дольше. При этом средний день, а иногда и последний приходятся на основную дату для проведения молебна.

Дацан

И вот показалась часть здания дацана, которое выделяется на фоне других построек деревни и на фоне гор. Площадка перед входом в дацан. Здесь открыто несколько сувенирных лавочек. Подходим к одной из них и честно говорим: «Первый раз, просветите, чтобы все сделать правильно». Получили наставления молодой бурятки. Проходим на территорию буддистского монастыря. Она довольно большая с многочисленными постройками.

Среди них 5 дацанов и несколько зданий для прочих нужд: столовая; жилые дома для тех, кто здесь живет; целый ряд сувенирных лавок. Дацан, в котором находится лама Итигэлов, закрыт. Возле него кучка людей. Ждут открытия дацана и создают очередь. И мы тут же пристроились. Рядом с дацаном большая лампа для благовония. Благовония освещаются на разных Хуралах, праздниках. Все они несут благость, просвещение, здоровье.

Прихожане подсыпают благовония в лампу и окуривают себя этим дымом, как бы очищая. И мы сделали то же самое. Пока дацан закрыт — идём изучать окрестности. В соседнем дацане начинается служба. Оказывается мы попали на какой-то праздник и служба праздничная! Собирается целый зал буддистов в монашеских одеждах. Читаются мантры, бьют в бубны…

Вся служба идёт на внешний мир через усилители, и вся территория находится под воздействием священных текстов. Пока моя спутница Ольга бдила место в очереди, я пошла на праздничное чтение мантр. Для всех желающих разрешено посещение службы и отведены специальные места. Устроившись удобно на лавочке, ушла в свои мысли и от состояния все поглощения меня вывел окрик. Открыла глаза и увидела подле себя служителя с посохом. Он показал жестом, что надо встать. Взгляд был у него строгий. Если бы не услышала окрика, думаю и посохом досталось бы. Не заметила, как прошли полчаса службы. Поспешила к дацану Итигэлова.

Современное состояние

Сейчас в дацане проводятся службы-хуралы, посвящённые важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — Сахюусанов и другие обряды, помогающие верующим и защищающие их от различных негативных сил. Иволгинский дацан является центром буддизма России, притягивающим множество паломников и туристов со всех концов света.

В монастырский комплекс входят:

  1. Цогчен-дуган — главный соборный храм (построен в ноябре 1976), в алтаре храма находится большая скульптура Будды Шакьямуни, покровительница Согчен дугана — трехглазая богиня Лахмо, ее обычно изображают едущей на муле; 
  2. Майдарин сумэ — небольшой деревянный храм будды Майтреи (построен в 1970-е гг.); 
  3. Дэважин сумэ — глинобитное двухэтажное здание (построен в 1970); 
  4. Сахюусан сумэ — деревянный дуган квадратной формы, посвящённый дхармапалам (построен в 1986); 
  5. Чойра дуган «Тойсам Шаддублин» — факультета философии Чойра — первый Цогчен дуган (построен в 1947-1948 гг.);
  6. Жуд дуган — тантрический дуган, построен в 2001;
  7. Ногоон Дара Эхын Сумэ — дуган, посвященный божеству Зеленая Тара;
  8. Дворец Хамбо ламы Итигэлова (Этигэлэй Хамбо ламын Ордон, бур.) — воссозданный по сохранившимся фотографиям прошлого дуган, в котором пребывает Пандито Хамбо лама Итигэлов;
  9. Оранжерея со священным деревом Бодхи. 

В настоящее время возводится Гунриг дуган — храм Будды Вайрочаны. 

В Иволгинском дацане находятся пять субурганов — ступ, своеобразных памятников важнейших священных событий буддистов. Считается, что их возводили еще при жизни Будды Шакьямуни. Случалось, в них хоронили лам, в домашнем алтаре каждого верующего есть маленькая копия ступы.

Кроме этого, на территории дацана действует Буддийский университет Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева. Название с тибетского переводится как «земля счастливого учения». Открыт в 1991. Институт и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. 16 июня 1999 получил лицензию высшего учебного заведения. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева Первого Пандито Хамбо ламы, Главы “ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья”.

В настоящее время обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. На институт этот комплекс, состоящий из длинного барака и нескольких деревенского вида построек, мало похож. Однако репутация у Даши Чойнхорлин в буддийском мире высокая. Юноши за пять лет становятся высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми — со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама. В 1992 он, посетив Бурятию, благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней.

На территории монастыря располагаются здания библиотеки, летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.

В дацане находится скульптура «Маленький Будда» скульптора Даши Намдакова.  

В Иволгинском дацане совершаются молебны, посвященные Защитникам Учения (Сахюусанам)  Жамсаран и Балдан Лхамо.

Ширээтэ лама — Цырендылыков Аюр Дагбадоржибалович.

Главные дацаны республики

Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.

Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.

Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.

Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.

В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.

Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.

Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.

В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.

Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.

На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.

Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:

  • Сартул-Гэгэтуйский – единственный храм народности сартул;
  • Аршанский – резиденция хамбо-ламы Доржиева, жившего во времена революции;
  • Табангут-Ичетуйский;
  • Чесанский;
  • Сартуул-Булагский;
  • Мурочинский – важнейший и старейший храм Забайкальского Запада, находится в полусотне километров от города Кяхта;
  • Баргузинский:
  • Гусиноозерский;
  • Цугольский;
  • Агинский;
  • Курумканский;
  • Атаган-Дырестуйский;
  • Ацагатский.

Обитатели монастырей и их образ жизни

В середине XIX века в России был принят документ, который определял штат лам (монахов) и максимально возможное количество храмов. Это было «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири».

В 34 дацанах надлежало отправлять службы 216 ламам, а их настоятели – ширээтэ, подчинялись главному Пандито Хамбо-ламе.

Пандито Хамба Лама Даши-Доржо Итигэлов

У священнослужителей могло быть 34 ученика – хуварака. Большинство духовников состояло в штате храма, но были и заштатные. Их называли служивые. Положение категорически запрещало возводить новые дацаны.

Священнослужителей-врачей называли эмчи. Только в Агинском дацане их было 60.

Ими изучались и переводились медицинские трактаты. Для лечения верующих собирались местные травы – аналоги тех, которые были в древних рецептах.

К концу XIX века всего лишь 5 храмов из 34 не занимались книгопечатанием. Остальные вели оживлённую издательскую деятельность, выпуская:

  • литературу для ритуалов и обрядов,
  • учебники,
  • книги с популярным изложением вероучения.

Всего было около 600 наименований печатной продукции. Преимущественно она издавалась на монгольском и тибетском языках.

Дацаны обладали немаленьким имуществом, как движимым, так и недвижимым. Доходы лам складывались из:

  • выручки от реализации предметов культа и печатной продукции;
  • пожертвований паствы в денежном и натуральном выражении;
  • денежных сумм, получаемых за аренду своих угодий и скота;
  • высоких процентов за данные взаймы деньги, зерно.

Что посмотреть

Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году — во время больших буддийских празднеств.

В университете дацана обучаются около 100 послушников, с академической жизнью которых может познакомиться любой посетитель монастыря: по выходным преподаватели-ламы проводят открытые лекции.

Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза

Зачем совершаются обходы (гороо) ступ и дуганов.

Любые изображения божеств, а также ступы – это источник или основа накопления добродетели. Обход вокруг ступ создает позитивные отпечатки в сознании верующих и является одним из способов накопления добродетели.
На алтари можно положить хадак — ритуальный шарф, символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего. Синий хадак – символ вечно синего неба.

Молитвенные барабаны и синий хадак

Перед этим стоит очистить разум от суетных мыслей и подумать о самом заветном. Говорят, если желание искреннее и глубокое, и не имеет материального оттенка (то есть не носит характера обогащения, например, получить какие-то вещи материального мира: квартиру, машину, дачу), оно обязательно сбудется.

История этого уникального места

До революции на территории нашей страны существовало несколько десятков буддийских храмов, однако к 1937 г. большинство из них закрыли или снесли.

История Иволгинского дацана берет свое начало еще со времен началась ВОВ. Тогда местная буддистская община, которой руководили ламы, вернувшиеся из лагерей и ссылок, смогла собрать невероятные по тем временам деньги – несколько сотен тысяч рублей, которые передала на нужды армии.

И уже после победы – в мае 1945 г. — народным комиссариатом Бурят-Монгольской АССР было издано постановление о строительстве буддийского храма в местечке под названием Ошор-Булаг недалеко от села Верхняя Иволга. По слухам, добро на это дал сам Сталин.

Список дацанов

Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

  • Агинский дацан (1811 — 1934; 1946 — настоящее время)
  • Аларский дацан (1814 — 1930-е; 2004 — настоящее время)
  • Анинский дацан (1795 — 1937; 1991 — настоящее время)
  • Атаган-Дырестуйский дацан (1749 — 1930-е; 2007 — настоящее время)
  • Ацагатский дацан (1824 — 1936; 1992 (отстроен заново) — настоящее время)
  • Ацайский дацан (1743 — 1935; в 2007 году на месте разрушенного дацана возведена ступа)
  • Бултумурский дацан (1729 — 1936; 2006 — настоящее время)
  • Бырцуйский дацан (1828, дата ликвидации неизвестна)
  • Гунейский дацан (1802 — 1930-е)
  • Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан (1741—1938; 1990 — настоящее время)
  • Загустайский дацан (1784 — 1933; 2012 — настоящее время)
  • Зугалайский дацан (1826 — 1933; 1991 — настоящее время)
  • Иройский дацан (1810 — 1936; 2008 — настоящее время)
  • Иволгинский дацан (1945 — настоящее время)
  • Кижингинский дацан (1756 — 1937; 1991 (отстроен заново) — настоящее время)
  • Курумканский (Баргузинский) дацан (1810 — 1930-е; 1991 — настоящее время; 2000 — переименован в Курумканский)
  • Кыренский дацан (1806 — 1935; 1993 — настоящее время)
  • Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» (1915—1935; 1990 — настоящее время)
  • Сартул-Булагский дацан (ок. 1800 — 1930-е; 2006 — настоящее время)
  • Сартул-Гэгэтуйский дацан (1769 — 1938; 1991 — настоящее время)
  • Табангут-Ичётуйский дацан (1773 — 1930-е; 2008 — настоящее время)
  • Токчинский дацан (1802 — 1931, последнее документальное упоминание)
  • Тугнуйский дацан (1773 — 1930-е, дата ликвидации неизвестна)
  • Узонский дацан (1825 — 1930-е; 15 июня 2001 — настоящее время)
  • Ульхунский дацан (1832 — 1930-е, дата ликвидации неизвестна)
  • Хойморский дацан (1918 — 1927; 1991 — настоящее время)
  • Хужиртаевский дацан (1828 — 1930-е, дата ликвидации неизвестна)
  • Цолгинский дацан (1830 — 1930-е, дата ликвидации неизвестна)
  • Цонгольский дацан (1741 — 1930-е; 1991 — настоящее время)
  • Цугольский дацан (1828 — 1935; 1988 — настоящее время)
  • Цээжэ-Бургалтайский дацан (Восстановлен в 2014 году)
  • Чесанский дацан (1827 — 1938; 2000 — настоящее время)
  • Читинский дацан (2010 — настоящее время)
  • Эгитуйский дацан (1827 — 1938; 1991 — настоящее время)
  • Якутский дацан (2014 — настоящее время)
  • Янгажинский дацан (1826 — 1938)

Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».

В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.

Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.

Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

Семантика слова Ламхай, произносительная норма : «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.

Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

Этот трон имеет восемь украшений:

  1. изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
  2. изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
  3. изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
  4. изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
  5. изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
  6. изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
  7. изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
  8. изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).

Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

  • Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
  • Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
  • Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.

Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

7. Дарма-Доди Жалсараев (1980- 1986 гг.)

8. Чимит-Доржи Дугаров (1986-1989 гг.)

9. Содбо Доржиев (1989-1991 гг.)

10. Дашинима Гармажапов (1991- 1995 гг.)

11. Дашинима Содномдоржиев (1995-1998 гг.)

12. Балдан Жамсуев (1998-1999 гг.)

13. Дагба Очиров (1999-2011 гг.)

14. Аюр Цырендылыков (2011- н.в.)

Что следует знать, отправляясь в Иволгинский дацан?

Лицам, прибывшим на территорию буддистской обители без сопровождающего, необходимо соблюдать определенные правила поведения, прописанные в «Кодексе поведения» дацана. Так, для прохода посетителей на территорию монастыря предусмотрена калитка, расположенная с левой стороны. Посторонним не разрешено пользоваться правой калиткой, а также центральными воротами. Осмотр монастырской территории необходимо проводить по направлению слева направо, имитируя движение солнца. Но это не только ходьба по тропинке, а ритуал очищения, выполняемый в виде обхода по кругу.

Субурганы

Возле каждого буддистского храма встречаются хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены тексты молитв. Их прокручивают по направлению часовой стрелки. Вращение барабанов является обязательным и признается равноценным чтению молитв. Но помолиться можно и другим способом, используя хии морины. На лоскутки ткани, которые предварительно освятил лама, наносится имя посетителя с текстом молитвы, а затем ими украшаются ветви кустов и деревьев. Когда хии морину треплет ветер, исходящий звук считается равноценным произнесению слов молитвы.

Молитвенные барабаны

Если двери священных храмов открыты, значит, в них разрешено заходить. Посетителям другой веры можно присутствовать на утренних молебнах (их начало назначено на 9 часов утра). На время 1,5-часовой церемонии прихожане рассаживаются по низким лавочкам, стоящим вдоль стен. При посещении храмов желательно оставлять подношения. Это могут быть либо денежные средства, либо продукты питания (чаще всего люди приносят сладости и молоко).

Дэваажин-дуган

Во время осмотра храмовых помещений запрещено находится спиной к скульптурным изображениям Будды и фигурам святых и направлять на них палец. Во время чтения молитв священнослужителями прихожане не должны скрещивать руки и ноги. Выйдя из храма, следует подойти к аршану – сосуду, наполненному святой водой. Далее правой рукой зачерпывают пригоршню воды и переливают ее в левую руку. Затем нужно сделать 3 глотка и всей оставшейся жидкостью намочить голову. Но это правило обязательно для исполнения только буддистами — люди другой веры могут его не соблюдать.

Тхеравада и Махаяна

Принято разделять буддизм на Тхераваду, а также Махаяну. Это переводится как «Учение древнейших» и «Великая колесница». Первая является единственной поныне существующей школой раннего буддизма (иначе говоря, Никая). Данное направление часто встречается в Тибете и Непале. Небольшое распространение оно также получило в нашей стране и Японии. Из Тибета оно перекочевало в Монголию, далее – в Бурятию, на следующем этапе – в Туву, и, наконец, в степи Калмыкии. Махаяна появилась относительно недавно. Ее характерная особенность – теория о Бодхичитте, иными словами, о желании спасти абсолютно всех существ, живущих на земле. Оно подразумевает бесконечное милосердие и сострадание к ним. Также эта теория включает в себя понятие Бодхисаттвы – личности, способной пренебречь индивидуальным погружением в Нирвану, чтобы спасти всех живущих на земле. Махаяна свойственна для тибетского и китайского буддизма, а также некоторых автономных школ. Особенности и важные моменты данных теорий настолько закручены и недоступны стороннему наблюдателю, что на их объяснение уходит огромное количество времени, да и то не факт, что человек действительно все поймет. Но всех желающих получить новую информацию, готова принять Бурятия. Иволгинский дацан всегда с радостью открывает свои двери для гостей. Поэтому можно туда ехать, ни минуты не сомневаясь в правильности своего решения.

РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ

Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:

 В этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи — в буддизме — дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи — легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия «Тысяча слов» с Эдди Мёрфи.

  • Дерево Бодхи – то самое, под которым и получил просветление сам Будда. Говорят, что в оранжерее, которая была возведена специально для ценного растения, можно получить ответы на все вопросы, даже на те, которые мучают вас уже не первый год.
  • Субурганы – сооружения, хранящие реликвии со времен самого Будды. Созерцание и прикосновение к ним сулит избавление от жадности, злобы и боли, очищение и просветление души.

Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.

Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.(«Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)

Правила посещения дацана

В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.

Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.

Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.

Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector